Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола.
Что такое лигадо?
Лигадо, или слияние, обозначается дутой, соединяющей две ноты разной высоты. Оно подобно лиге, которая, однако,соединяет между собой ноты одинаковой высоты.
Лигадо используется для особенно плавного и быстрого перехода от одной ноты к другой в левой руке (чего просто невозможно достичь, беря каждую из этих нот последовательно правой рукой).
Лигадо может исполняться любыми пальцами левой руки — обычно это зависит от позиции, на которой вы играете, и от тех нот, между которыми нужно осуществить плавный переход.
Два типа лигадо
Существует два типа лигадо: восходящее и нисходящее, то есть переход к ноте или от ноты. Восходящее лигадо к ноте выполнить проще, поэтому мы начнем именно с этого приема. В примере 1 мы видим лигадо от G (соль) к А (ля). G (соль) берется правой рукой, а А (ля) играется левой рукой, для чего струну нужно очень быстро прижать кончиком пальца.
Примеры 2 и 3 играются по тому же принципу, но первым и третьим пальцами соответственно. Пример 4 отличается от первых трех тем, что первая нота в нем, С (до), исполняется также левой рукой. В этом случае она должна играться так, как будто берется на открытой струне, и продолжать звучать до тех пор, пока вы не перейдете ко второй ноте D (ре).
Исполняя лигадо, необходимо в первую очередь помнить о том, что палец левой руки следует опускать на струну точно в тот момент, когда должна зазвучать нота, так как «играет» ее именно этот палец. Это должно происходить чуть позже, чем при обычной манере игры, которую мы рассматривали выше, когда пальцы левой руки опускаются на струны до того, как соответствующие ноты будут сыграны правой рукой.
Кроме того, очень важно опускать палец на струну с силой, чтобы произведенным им ударным действием вызвать звук, соответствующий по громкости звучанию оттянутой струны.
Лигадо — более подробно
Плавный нисходящий переход, как уже говорилось выше, несколько сложнее плавного восходящего перехода — при нем палец левой руки должен слегка дернуть струну, отпуская ноту. В примере 1 показан переход от А (ля) к G (соль): как и при восходящем переходе, первая нота играется правой рукой, которая не только заставляет звучать саму А (ля), но и воздействует на струну с достаточной силой, чтобы обеспечить ее звучание и при игре левой рукой.
В примере 2 показан переход от С (до) к В (си), выполняемый первым пальцем. Сделать это несколько сложнее, потому что этот палец располагается ближе к колку, где струны менее подвижны. Выполняя нисходящий переход, вы должны отпускать струну довольно быстро, иначе ее звучание будет затухать. Как и при восходящем лигадо, нисходящий переход может выполняться любыми пальцами, даже с четвертого на третий, что бывает необходимым в тех случаях, когда другие пальцы держат интервал или аккорд.
Переходы из трех нот и более выполняются, когда требуется выполнить плавный пассаж из нескольких нот или сыграть их последовательность на высокой скорости. Оба типа лигадо — восходящее и нисходящее — часто комбинируются, особенно при исполнении «орнаментов» (о которых мы говорили в уроке про мелизмы на гитаре).
Лигадо у меня получается довольно-таки неплохо. Спасибо за разьяснения. Интрересно, что восходящее — как-то сразу зазвучало, с нисходящим — потренироваться пришлось.