Уникальные физические особенности, как размер руки, длина пальцев и форма ногтей, которыми обладает каждый из нас, в большой степени определяют то, как мы играем на гитаре. Так что в самом начале необходимо подчеркнуть, что принципы классической техники, которые будут рассматриваться в этом разделе, имеют строго индивидуальный подход для каждого исполнителя. Эти принципы следует воспринимать как советы, а не как правила и помните, что ощущение свободы и комфорта являются основой хорошей техники.
Как держать гитару
Сидя прямо, на краю стула (или кресла), положите гитару на левую ногу. Чтобы гитара легла максимально удобно, необходимо поднять левую ногу, поставив ее на подставку. Инструмент опирается на ноги и грудь, а вес правой руки не дает ему упасть.
Гитара фиксируется не руками, они должны быть свободны и не в коем случае не скованы. Старайтесь не сутулиться. Правильная посадка предохранит вашу спину и шею от ненужного напряжения и боли. Убедитесь, что шея и плечи расслаблены, т.к. наибольшая нагрузка падает именно на эти участки тела. Можно играть и положив гитару на правую ногу, однако при такой позиции баланс будет нарушен, может возникнуть дополнительная нагрузка на мышцы спины и доступ к верхним позициям будет затруднен.
Ногти
Большинство гитаристов-классиков при звукоизвлечении пользуются ногтями правой руки. Однако это правило не является обязательным, тем более что для некоторых электрогитаристов это часто бывает неприемлемо. Вполне реально стать виртуозом и не используя ногти, поэтому не заостряйте свое внимание на этом аспекте. Использование ногтей имеет свои преимущества, например более богатые тембры (окраска звука) и динамика.
Так что для тех, кто все-таки играет ногтями, я позволю себе дать несколько советов:
— ногти должны повторять форму кончиков пальцев, то есть быть овально-симметричными;
— длина ногтей имеет большое значение, но она индивидуальна для каждого исполнителя. Главное получить красивый звук, при этом ноготь не должен цепляться за струну и препятствовать звукоизвлечению;
Если у вас какие-либо проблемы с ногтями, например они легко ломаются или загибаются при росте, вы можете воспользоваться короткими накладными ногтями.
Правая рука
Для тех, кто не знаком со специальной терминологией и символикой, поясняем, что буквы р, i, m и а используются для обозначения большого, указательного, среднего и безымянного пальцев. Мизинец почти не используется, за исключением таких специфических приемов, как расгеадо.
Положите кисть правой руки на гитару таким образом, чтобы рука была наполовину над резонаторным отверстием, а наполовину на корпусе около порожка. Примите это положение за норму. Когда вы перемещаете руку по направлению к порожку, звук становится более ярким и звонким. Если вы берете струну прямо над резонаторным отверстием, звук будет более теплым.
А если вы играете около или прямо над грифом, вы получите более приглушенный звук. Правда подобные нюансы могут заметно варьироваться от инструмента к инструменту. Хотя любой палец может брать любую струну, все же в качестве базовой примите постановку:
р лежит на 4-й струне, i- на 3-й, m- на 2-й, а- на 3-й.
В такой позиции запястье должно быть немного выгнуто. Если прогиб будет слишком сильным, появится дополнительная нагрузка и при таком зажатом запястье вы не сможете правильно исполнить ни свободный удар, ни удар с опорой. Большой палец вместе с указательным образуют перевернутую букву V. Пальцы i, m, а и мизинец немного согнуты и слегка касаются друг друга.
Хотя мизинец и не участвует взвукоизвлечении, он все равно должен повторять форму безымянного пальца. Если вы позволите ему торчать в сторону, это может привести к дополнительной нагрузке и вызвать спазм мышц кисти. Медленно поверните руку влево так, чтобы левые уголки ногтей пальцев i, m и а вошли в соприкосновение с 3-ей, 2-ой и 1-ой струнами.
Таким образом вы получите наиболее теплый звук. Чтобы добиться острого звука, нужно повернуть руку слегка вправо. Такое звучание также находит свое применение, но лучше всего принять за норму звукоизвлечение левой стороной ногтя. Позаботьтесь о том, чтобы плечо, рука, запястье и пальцы не были напряжены.
Левая рука
Очень важно сохранять точную постановку пальцев левой руки, иначе ваша игра не будет разборчивой. В этом отношении акустическая гитара намного более взыскательна, чем ее электрическая сестра. Расположите пальцы на 1-й струне, на 4-м, 5-м, 6-м и 7-м ладах. Проследите, чтобы струна прижималась самым кончиком пальца (особенно это касается мизинца).
Первая фаланга каждого из пальцев должна находится под определенным углом к грифу. Большой палец сохраняйте прямым (ни в коем случае не сгибайте его), он располагается на задней части грифа как раз напротив промежутка между первым и вторым пальцами. Когда вы играете на первой струне, большой палец должен находится в нижней части грифа.
При движении пальцев в направлении басовых струн большой палец перемещается вверх. Это позволяет всем пальцам сохранять их исходное взаиморасположение.
Вновь расположите 1, 2, 3 и 4 пальцы на 1-й струне на ладах с 4-го по 7-й (ноты С#, А, А#, В). А теперь выпрямите их. Они должны быть направлены строго вверх, параллельно ладам. Когда вы играете в нижних позициях, левая рука отдаляется от вашего корпуса, а при переходе в верхние позиции движется по направлению к нему. При этом положение пальцев на грифе сохраняется.
Также не нужно менять угол, под которым пальцы касаются струны. Правда существует множество музыкальных ситуаций, в которых вам придется внести те или иные изменения в эту исходную постановку. Помните, что при глушении звучащей струны нужно прилагать минимум усилий, а этот минимум вы сможете найти только при помощи эксперимента.
Теперь мы готовы применить усвоенные нами фундаментальные знания на практике. Пример 1 представляет собой отрывок из этюда Фернандо Сора. Нужно сказать, что в классической музыке табулатура не используется, однако расположение нот на грифе можно определить по приведенной пальцовке для левой руки. Сначала постарайтесь запомнить только ее.
Следите за тем, чтобы струна прижималась самым кончиком пальца, причем под правильным углом относительно грифа. Если вам так уж хочется, то вы можете извлекать звук правой рукой, но при этом все ваше внимание должно быть сосредоточено на левой руке до тех пор, пока вы твердо не заучите пальцовку. Только после этого можно переключиться на правую руку.
Есть еще способ для правой руки, актуальный для девушек: накладные/наращенные ногти.
Был момент, когда я нарастила ноготки и очень захотелось поиграть, вспомнить азы игры — срезала на левой маникюр, а правая была таким клевым медиатором, не представляете.
Я вообще левша, но взяла всё таки гриф левой рукой,как ни странно.Тяжеловато так же приходилось из-за коротковатых пальцев. Руки не слушались, да и вообще, чистый звук выходил из рук вон плохо. Сейчас играю,и знаете,намного лучше.Практика,практика и ещё раз практика!Главное,не бросать любимое дело ;D
Только собираюсь учиться игре на гитаре, слух вроде-бы есть, на уроках музыки хвалили, и ноты тоже знаю, но вопрос в том, смогу ли я по самоучителю правильно руки ставить или без «живого» наставника не обойтись?
Понравился ваш сайт, написано легко и понятно все о гитаре для начинающих. Смотрю так же много сложных уроков, которые пригодятся мне в будущем.