Итак, еще один урок на тему минорной джазово-блюзовой аккордовой прогрессии. Он основан на оригинальном соло, сыгранном на фоне гармонически сложной аккордовой прогрессии.
Соло исполняется в среднем темпе в тональности Е минор и занимает 12 тактов (см. РИС. 1). Наша цель — «описать» аккорды мелодически. Практически каждый такт данной прогрессии содержит две аккордовых смены, что значительно усложняет задачу импровизации и композиции.
В подобных ситуациях я обычно направляю соло к аккордовым тонам на каждой смене. Эти тона служат для меня своеобразными «маяками». Конечно, можно играть фразы на основе пентатоники Е минор или блюзовой гаммы, но я считаю, что мой вариант более интересен.
Нормальный темп:
Медленный темп:
Вот несколько особенностей этого соло. Во-первых, несколько последовательных тритонов создают угловатое звучание, как показано в тактах 9-12.
Во-вторых, важно то, что я играю на фоне минорных септаккордов m7b5 или аккордов 7#9. Здесь я применяю несколько разных тактик: в тактах 1, 2, 4, 6, 11-14, 16, 18, 23 и 24 это соответствующие арпеджио m7b5; локрийский лад (те же ноты, что и в мажорной гамме, но тоника повышается на полшага); суперлокрийский лад (также известный как уменьшенная целотонная гамма, являющаяся седьмым ладом мелодического минора с тоникой на полшага выше).
Кроме того, интересно объединение арпеджио минорных и доминантных септаккордов на фоне тонического движения по кругу кварт в тактах 7 и 8, а также в тактах 19 и 20, и использование повышенной секунды/ноны в качестве проходящего тона. Но самое главное — это комбинация арпеджио нисходящего минора с добавленной второй ступенью и пулл-оффа, вращающееся вокруг разных аккордов между третьей долей такта 14 и окончанием такта 18. Такая техника очень помогает в построении соло и делает мелодию разнообразнее и четче.
Супер!Спасибо!