Здравствуйте ученики Гитаршколы. Сегодня я хотел бы познакомить Вас с замечательным гитаристом Бенджамином Вердери. Бенджамин Вердери, один из самых талантливых и авторитетных гитаристов-классиков Америки, преподает в Йельском Университете и Висконсинской Консерватории.
Я часто слышал комментарии преподавателей по поводу игры их студентов: «То, что ты играешь — мертво, немузыкально. Ты должен пить больше вина, научиться чувствовать землю и жить полной жизнью, и только тогда ты добьешься положительного результата».
Логическая реакция на подобное заявление может быть следующей- «Отлично, я могу сделать все эти вещи, но могу ли я быть музыкальным, если я никогда не выезжал за пределы своего города?». Ответ — да, можете! Как я уже говорил, вы должны интерпретировать весь музыкальный материал, который исполняете.
Безусловно, это занимает много времени, но если вы начнете задумываться над фразировкой, структурой, окраской звука и динамикой, результаты поразят вас. Именно воображение отличает вас от всех остальных музыкантов, так что не бойтесь им пользоваться. Не существует стандартов интерпретации, всегда есть множество возможностей выделиться. Интерпретируя, вы демонстрируете свою музыкальную интуицию и знания.
Если ваша музыкальная жизнь только началась, ваш преподаватель может помочь вам в поисках верной интерпретации. Если ваш педагог утверждает, что ваша игра не до конца музыкальна, попросите его (или ее) показать вам способы сделать вашу игру таковой. И не просто просите — требуйте! Сделать свою игру музыкальнее поможет Вам этот урок.
А теперь обратим наше внимание на пару небольших аспектов, которые применимы к множеству ситуаций и направлены на то, чтобы сделать вашу игру более музыкальной (тем более, что они достаточно забавны).
Пример 1 взят из темы к вариациям Сора на 9-й опус Моцарта, одной из наиболее популярных пьес в классическом репертуаре. Я постоянно слышу как исполняется этот отрывок в учебных аудиториях, и при этом большинство интерпретаций далеки от успеха. Чаще всего гитаристы стараются показать быструю работу пальцев, что бывает забавно, но при этом они совершенно не заботятся о сколько-нибудь связной, музыкальной фразировке. А как говорит мой учитель Сеймур Бернштейн, четкая фразировка — это музыкальная правда, на которую можно положиться.
В мелодии, состоящей из четырех фзраз или во фразе из четырех тактов, особое внимание обычно уделяется третьему такту (или фразе). Если проанализировать начальную тему вариации Сора, то можно заметить, что эта концепция в этом случае так же применима. Попробуйте играть первую фразу (первые два такта) mezzo piano (умеренно тихо), вторую фразу (такты 3 и 4) mezzo forte (умеренно громко), третью фразу (такты 5 и 6) forte (громко) и последнюю фразу (такты 7 и 8) в piano (тихо). Третья фраза выделяется своей мелодической и гармонической наполненностью. Подобная структура подчеркивает оригинальную форму фразы и может быть использована на протяжение всего произведения.
Попробуйте сами применить эту идею к примерам 2 и 3, которые представляют собой вступления ко второй и третьей вариациям Сора. В процессе очень полезно представить вариацию как параграф из четырех предложений, третье из которых содержит самую важную информацию. Подобная фразировка — это стандартный классический прием, который можно использовать в массе произведений. Попробуйте эту фразировку на коротких отрывках Сора или Джулиани, включающих в себя четыре фразы.
Интерпретируя какую-нибудь вещь, задайтесь вопросом, какие проблемы вы решаете технические или музыкальные? Зачастую люди разделяют эти два аспекта, но хорошая музыкальная фразировка требует тщательного контроля за движениями правой руки. Лично я не уверен в существовании чисто технической игры, т.к. техника и музыкальность находятся в теснейшем контакте.
Действительно, нет стандартов интерпретации. Это скорее всего что то интуитивное. Исполнитель в первую очередь должен почувствовать то, что он исполняет. Если он сомневается в качестве интерпретации, пусть обязательно обратится к профессионалу, чтобы тот оценил.
Мне кажется, музыкальный вкус — это дело тонкое, и приходит он только со временем. По себе знаю, что можно выучить аккорды, ноты, но вложить душу и выдать качественный мелодичный звук — это уже не каждый может. Я только учусь правильно интерпретировать, но дается мне это с трудом.
Вопрос автора: «какие проблемы вы решаете технические или музыкальные» заставляет задуматься.
Совершенно ясно, что без отработанных технических навыков хорошей игры не будет. Но в тоже время, когда музыкант направлен только на технику исполнения – «мертвый музыкант».
Люди приходят на концерты за эмоциями и желают их получить от исполнителей.
Совместить и то и другое – на начальной стадии сложно, но это именно то, к чему необходимо прийти.