Будучи музыкальным директором в турах, я часами смотрю видео на YouTube, чтобы увидеть, что же делают другие музыканты в турах. Это дает мне полезную информацию о том, как можно разнообразить живые выступления и превратить записанную музыку в энергичное живое шоу. Но иногда басист во мне берет верх, и я обращаю внимание исключительно на басовые партии. Это снова случилось пару недель назад, когда я смотрел видео совместного тура Backstreet Boys и New Kids on the Block 2013 года.

Речь идет о поп-музыке, поэтому очень многое было исполнено в записи, но четверо музыкантов на заднем плане отлично справились со своей работой. Меня в буквальном смысле поразили аранжировки, основанные на классическом R&B, аккордовые прогрессии и ритмы, которые кардинально изменили ощущение и структуру альбомных версий. Особенно мне понравилась игра басиста Итана Фармера (Ethan Farmer) и отличие его партий от традиционного подхода.

Фармер также работал с Лайонелом Ричи (Lionel Richie), Джанет Джексон (Janet Jackson), Кристиной Агилерой (Christina Aguilera), Бэбифейсом (Babyface), Пэтти ЛаБелль (Patti LaBelle) и многими другими известными музыкантами. Его особенный стиль присутствует в любом туре, в котором он играет, но в данном случае это было просто потрясающе! Низы звучали мягко и жирно, но было много и высокого регистра и ритмических лабиринтов в сочетании с интенсивностью атаки. Сначала я не мог понять, в какой же технике он играет.

Потом я посмотрел другие его видео и заметил, что он играет гибридной техникой. Она очень похожа на то, что нравилось мне в девяностые годы, когда я учился в музыкальной школе. Очевидно, что такая игра подразумевает достаточную долю низкого регистра. Но в ней также можно найти и фанковость, просачивающуюся сквозь расслабленный, грязноватый подход к исполнению.

Игрой на бас-гитаре в стиле Фармера имеет смысл заниматься, если вы уже обладаете определенным опытом, поэтому давайте сначала проанализируем основополагающие элементы.

Плавность игры на бас-гитаре

Мягкость звучания игры на бас-гитаре

Теплота звучания Фармера достигается не традиционным слэпом, а использованием большого пальца левой руки в качестве «мягкого медиатора». Если вы умеете играть техникой палм-мьютинга (Фото 1) — когда вы глушите струны ладонью у бриджа, а большой палец ударяет по струнам для получения винтажно-электрического звучания — это уже хорошо.

Играя басовую линию большим пальцем, вы можете пользоваться указательным пальцем для добавления «мертвых нот». Обычно это делается ближе к бриджу, поэтому удары по первой и второй струнам не приведут к хлопкам по грифу, как это бывает в случае игры традиционным слэпом.

Двойной удар большим пальцем

Яркие, более перкуссивные верхи достигаются традиционной техникой слэпа, когда на нижние струны приходится более сильная атака. Техника игры большим пальцем вверх-вниз, которой славится Виктор Вутен (Victor Wooten), очень хорошо подходит в данном случае. В Интернете очень много видео с басистами, играющих на бас-гитаре этим стилем. Совет: важно, чтобы сила апстрока большим пальцем была равна силе даунстрока.

Техника слэпа на бас-гитаре

Большая часть правил, касающихся слэп-баса, говорит о том, что большой палец должен располагаться там, где гриф переходит в корпус, а подъем должен делаться прямо перед нэком, где обычно и располагается указательный палец при слэпе. Двойной удар большим пальцем более эффективен, если мы слегка сдвинем большой палец (Фото 2), чтобы иметь возможность попасть под струну, не «спотыкаясь» о гриф.

Гибридная техника игры на бас-гитаре

Время гибридов при игре на бас-гитаре

Поняв, как работают вышеописанные техники, вы можете попробовать объединить их. Это подведет вас к тому, как играет Фармер. Палм-мьютинг мы берем из первого примера, сдвигая при этом правую руку от бриджа вперед. Рука при этом располагается над бриджевым датчиком, а большой палец ударяет по струнам над нэковым датчиком – посередине корпуса инструмента (Фото 3). Когда большой палец движется вверх-вниз, вы получаете звучание, подобное слэпу, при этом без удара струны о гриф. В итоге получается смесь слэпа с фанком. (Звучание, подобное медиаторной игре, получается благодаря ногтевым ударам на апстроках.)

Ларри Грэм (Larry Graham) — пионер слэп-баса — также играет чуть дальше от нэка. Фармер несколько модернизировал эту технику и сделал ее более расслабленной. Я также заметил, что он время от времени сдвигает большой палец к задней стороне инструмента, чтобы быстро приподнять первую струну ближе к нэку (где обычно играют другие басисты). Для этого нужно быстрое движение руки.

Эта комбинация большого пальца, игры медиатором и слэпа обеспечивает хороший ритм и основу. Такая игра на бас-гитаре – это нечто большее, чем простые басовые линии, если пользоваться ей умело!

  1. Алекс:

    Очень подробная школа бас гитары на вашем сайте. Спасибо!

  2. Леха:

    Интересная техника игры на бас гитаре. Жалко на вашем сайте мало уроков для бас-гитары.

Добавить комментарий