Будучи музыкальным директором в турах, я часами смотрю видео на YouTube, чтобы увидеть, что же делают другие музыканты в турах. Это дает мне полезную информацию о том, как можно разнообразить живые выступления и превратить записанную музыку в энергичное живое шоу. Но иногда басист во мне берет верх, и я обращаю внимание исключительно на басовые партии. Это снова случилось пару недель назад, когда я смотрел видео совместного тура Backstreet Boys и New Kids on the Block 2013 года.
Речь идет о поп-музыке, поэтому очень многое было исполнено в записи, но четверо музыкантов на заднем плане отлично справились со своей работой. Меня в буквальном смысле поразили аранжировки, основанные на классическом R&B, аккордовые прогрессии и ритмы, которые кардинально изменили ощущение и структуру альбомных версий. Особенно мне понравилась игра басиста Итана Фармера (Ethan Farmer) и отличие его партий от традиционного подхода.
Фармер также работал с Лайонелом Ричи (Lionel Richie), Джанет Джексон (Janet Jackson), Кристиной Агилерой (Christina Aguilera), Бэбифейсом (Babyface), Пэтти ЛаБелль (Patti LaBelle) и многими другими известными музыкантами. Его особенный стиль присутствует в любом туре, в котором он играет, но в данном случае это было просто потрясающе! Низы звучали мягко и жирно, но было много и высокого регистра и ритмических лабиринтов в сочетании с интенсивностью атаки. Сначала я не мог понять, в какой же технике он играет.
Потом я посмотрел другие его видео и заметил, что он играет гибридной техникой. Она очень похожа на то, что нравилось мне в девяностые годы, когда я учился в музыкальной школе. Очевидно, что такая игра подразумевает достаточную долю низкого регистра. Но в ней также можно найти и фанковость, просачивающуюся сквозь расслабленный, грязноватый подход к исполнению.
Игрой на бас-гитаре в стиле Фармера имеет смысл заниматься, если вы уже обладаете определенным опытом, поэтому давайте сначала проанализируем основополагающие элементы.
Мягкость звучания игры на бас-гитаре
Теплота звучания Фармера достигается не традиционным слэпом, а использованием большого пальца левой руки в качестве «мягкого медиатора». Если вы умеете играть техникой палм-мьютинга (Фото 1) — когда вы глушите струны ладонью у бриджа, а большой палец ударяет по струнам для получения винтажно-электрического звучания — это уже хорошо.
Играя басовую линию большим пальцем, вы можете пользоваться указательным пальцем для добавления «мертвых нот». Обычно это делается ближе к бриджу, поэтому удары по первой и второй струнам не приведут к хлопкам по грифу, как это бывает в случае игры традиционным слэпом.
Двойной удар большим пальцем
Яркие, более перкуссивные верхи достигаются традиционной техникой слэпа, когда на нижние струны приходится более сильная атака. Техника игры большим пальцем вверх-вниз, которой славится Виктор Вутен (Victor Wooten), очень хорошо подходит в данном случае. В Интернете очень много видео с басистами, играющих на бас-гитаре этим стилем. Совет: важно, чтобы сила апстрока большим пальцем была равна силе даунстрока.
Большая часть правил, касающихся слэп-баса, говорит о том, что большой палец должен располагаться там, где гриф переходит в корпус, а подъем должен делаться прямо перед нэком, где обычно и располагается указательный палец при слэпе. Двойной удар большим пальцем более эффективен, если мы слегка сдвинем большой палец (Фото 2), чтобы иметь возможность попасть под струну, не «спотыкаясь» о гриф.
Время гибридов при игре на бас-гитаре
Поняв, как работают вышеописанные техники, вы можете попробовать объединить их. Это подведет вас к тому, как играет Фармер. Палм-мьютинг мы берем из первого примера, сдвигая при этом правую руку от бриджа вперед. Рука при этом располагается над бриджевым датчиком, а большой палец ударяет по струнам над нэковым датчиком – посередине корпуса инструмента (Фото 3). Когда большой палец движется вверх-вниз, вы получаете звучание, подобное слэпу, при этом без удара струны о гриф. В итоге получается смесь слэпа с фанком. (Звучание, подобное медиаторной игре, получается благодаря ногтевым ударам на апстроках.)
Ларри Грэм (Larry Graham) — пионер слэп-баса — также играет чуть дальше от нэка. Фармер несколько модернизировал эту технику и сделал ее более расслабленной. Я также заметил, что он время от времени сдвигает большой палец к задней стороне инструмента, чтобы быстро приподнять первую струну ближе к нэку (где обычно играют другие басисты). Для этого нужно быстрое движение руки.
Эта комбинация большого пальца, игры медиатором и слэпа обеспечивает хороший ритм и основу. Такая игра на бас-гитаре – это нечто большее, чем простые басовые линии, если пользоваться ей умело!
Очень подробная школа бас гитары на вашем сайте. Спасибо!
Интересная техника игры на бас гитаре. Жалко на вашем сайте мало уроков для бас-гитары.