Упражнения этого месяца могут помочь Вам расширить Ваши мелодические идеи при перемещении по октавам и это не единственная их польза. Это будет хорошая растяжка для Ваших и без того замученных пальцев. Они дадут Вам значительную уверенность при перемещении по грифу, пока Вы наращиваете скорость и улучшаете точность при смене позиций. И, возможно, самое важное — это то, что эти упражнения изменят привычную игру, которая осуществляется при помощи мышечной памяти.

Остается только прыгнуть

Теперь мы не будем говорить об исполнении мелодий в параллельных октавах в стиле Уэса Монтгомери (Wes Montgomery), однако это превосходная техника, достойная изучения. Вместо этого мы будем работать над прыжками между октавами в течение всей музыкальной темы. Это звучит надуманно? Отнюдь. Такой прием обычно используется между мужской и женской вокальной линией, будь то оперная ария или некая R&B баллада. Когда мы слышим такой дуэт, мы не думаем «Почему мелодия так скачет между октавами, как кузнечик с травинки на травинку». Мы слышим непрерывную мелодическую линию в не зависимости от той или иной октавы. Между тем, такие изменения диапазона добавляют интерес и драму. Вы можете играть в разных регистрах (то есть разных частях грифа, имеющих свои условные пределы по тембру. Для примера: низкий, средний и высокий регистры), постоянно перемещаясь от одного к другому, например от низкого к высокому, создавая «диалоги» внутри своей мелодии.

Умирающий ковбой

Чтобы на практике понять прием, описанный выше, давайте вспомним старую ковбойскую балладу «The Streets of Laredo». Это несложная и легко запоминающаяся мелодия, которая как нельзя лучше продемонстрирует прием перемещения по октавам.

Первый квадрат очень простой: мелодия содержит три разные октавы. Мы будем играть в тональности До-мажор, Пример 1 покажет единственно возможную аппликатуру в самой низкой октаве, имеющейся на гитаре. Конечно Вы можете играть этот пример, используя открытые струны. Но сейчас (в рамках приема перемещения по октавам) лучше играть во второй позиции. Это позиция, при которой первый палец левой руки зажимает 2-ой лад. 2-ой, 3-ий и 4-ый пальцы зажимают 3-ий, 4-ый и 5-ый лады соответственно.

Перемещение по октавам


Как только Вы получите непрерывную мелодию, переходите к Примеру 2. Он покажется Вам несложным. Если Вы играете в 9-ой позиции (то есть Ваши пальцы левой руки находятся поочередно на 9 — 12 ладах), аппликатура идентична Примеру 1.

Как перемещаться по октавам на гитаре


Аппликатура Примера 3 почти такая же, как и в предыдущем примере, но находится в верхнем регистре гитары, за исключением самой низкой ноты, из-за более узкого интервала между 2-ой и 3-ей струнами.

Упражнения на смену октав на гитаре


Отлично! Это был базовый материал. Теперь начинается самое интересное: прыжки по октавам.

Подумайте о вокальном трио

Наша мелодия состоит из четырех фраз, каждая из которых попарно имеет свой размер (1-я и 3-я фразы по 13 нот, 2-я и 4-я фразы по 10 нот). Давайте попробуем менять октавы между фразами, используя ту самую аппликатуру из примера 3. Пример 4 поможет понять и услышать три мелодические линии, как три певца с разным голосовым диапазоном, исполняющих одну песню. Ваши пальцы уже должны были привыкнуть играть по одинаковой аппликатуре из первых трех примеров. Забудьте про скорость — играйте достаточно медленно, чтобы делать уверенные перемещения по октавам, превращая мелодию в трехголосое «пение».

Как правильно прыгать по октавам на гитаре


Такой же совет по аппликатуре и фразировке относится и к Примеру 5. Только на этот раз мы меняем регистр каждые два такта вместо четырех.

Прыжки по октавам гитары


Возможно, Вы уже догадались, к чему мы стремимся. Мы будем перемещаться по октавам каждый такт в Примере 6. Даже не смотря на возросшую техническую сложность, стремитесь к такому же гладкому, пенееподобному эффекту, которого Вы добились в предыдущих упражнениях.

Как перемещаться по октавам на гитаре


Теперь забудьте о ковбоях и «Laredo» и попробуйте поимпровизировать. Можете ли Вы применить подобные перемещения по октавам к своим наброскам? Вы можете не применять прыжки по октавам так часто, как в примерах выше, но добавьте несколько внезапных перемещений, чтобы удивить слушателя и усилить драматичный оттенок произведения.

Вы можете улучшить эту технику, возвращаясь к примерам выше, и применяя их повсеместно. Выберите мелодию, любую мелодию. Научитесь играть ее в разных октавах. Затем пробуйте применить прыжки по октавам, играя эту мелодию то в основном регистре, то в верхнем.

Бонус для 6-ти струнных мазахистов

Что будет, если скакать между октавами после каждой ноты? Интересная идея! Разучите мелодию из Примера 7, напоминающую классическое произведение модернизма, может быть что-то из струнного квартета Бартока. Тем не менее, если Вы играете ноты слитно (без разрывов), будет отчетливо слышаться простая мелодия. В этом примере Вы можете забыть про аппликатуры в определенных позициях, которые мы рассмотрели в примерах выше. В Примере 7 Вы можете играть в любых позициях, которые дают наиболее плавные перемещения между октавами.

Мелодии с прыжками по октавам

Вероятно, Вы не найдете много пользы в Примере 7. Но это удачный пример того, как можно применить технику перемещения по октавам в своих импровизациях. Он открывает свежие идеи и отлично тренирует растяжку пальцев не самым удобным и привычном образом.

Добавить комментарий