Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Одним из талантливых композиторов был Ф. Шопен. О нём и его произведениях я хотел бы сегодня поговорить.

Фортепианный стиль Ф. Шопена ярко индивидуален. Все, чего коснулся гений композиторства, приобретало новые и оригинальные черты, что проявилось не только в собственно музыкальном языке, но и в трактовке фортепианных жанров в целом.

В каждом из них Шопен ясно обозначил типичные черты и особенности, привнеся индивидуальные черты, штрихи, акценты. Новые жанры, появляющиеся в профессиональной музыке в эпоху романтизма (мазурка, вальс, экспромт, баллада), также, как и имеющие старинные традиции (полонез, фантазия, прелюдия, ноктюрн, скерцо, соната, этюд), получают в творчестве Шопена новую, ярко индивидуальную, подчас неожиданную, но всегда убедительную художественную трактовку.

Одно из величайших творений Шопена — 24 прелюдии ор.28. В них разрешается одна из центральных проблем музыкальной эстетики ХІХ века — проблема крупной инструментальной формы романтического стиля.

Поиски композиторов-романтиков в решении этой задачи шли в трех направлениях:

1) Циклизация миниатюр, где самостоятельность каждой пьесы сочеталась с развитием в большом масштабе;
2) путь обновления давно сложившихся сонатно-симфонических циклов (программные симфонии Мендельсона, Шумана, Берлиоза подтверждают искания в этой области);
3) путь создания новых инструментальных жанров (симфонические поэмы Листа, увертюры Мендельсона и Шумана).

Фортепианное творчество Шопена охватывает все указанные направления. Так, «поэмные» черты проявляются в балладах и фантазиях; соната и скерцо — пример обновления традиционных классических жанров; в «Прелюдиях» воплощается принцип циклизации миниатюр.

Понятие миниатюры, «миниатюрности» складывается в музыке задолго до И.С.Баха, в органно-клавирной музыке позднего Возрождения. Прелюдирование всегда предполагало импровизационную свободу и контрастировало рациональному началу. Прелюдия имела подчиненную, вспомогательную роль.

В эпоху романтизма такие особенности прелюдии, как: тональное «блуждание», смена гармонических красок, господствующая роль колорита, — стали соответствовать тенденциям нового романтического стиля. Эти черты и привлекли Шопена. Прежде всего, новаторство композитора в данном жанре заключается в том, что прелюдия в его творчестве становится самостоятельным и самоценным произведением.

«Двадцать четыре кратких слова» сказал о прелюдиях Б. Асафьев: «Это быстро преходящий, неуловимый “миг сознания”, как будто не реальные образы, а воспоминание о них». Отсюда — афористичность прелюдий, их краткость, эскизность.
Каждая из прелюдий воплощает одно из поразительных по своему богатству человеческих переживаний. Вместе же они образуют разнообразнейшую гамму «…из двадцати четырех тонов» (В.Конен).

Тяготение к классической логике, ясности обусловило стройность и завершенность форм прелюдий (преобладающая — форма периода с его разновидностями).
От композиции И.С.Баха Шопен воспринял принципы тональных связей в цикле, однако, в иной закономерности. Тональный план цикла — это движение по квинтовому кругу, а не по ступеням хроматической гаммы; параллельный (а не одноименный) минор здесь сменяет каждую мажорную тональность. Как и И.С.Бах, Шопен раскрывает свои представления об эмоциональном колорите каждой из 24-х тональностей.

Широко претворены в цикле жанровые связи, стилевые особенности романтических миниатюр: №13 и №19 — ноктюрны, №20 содержит признаки похоронного марша, № 7 — мазурка, №17 — песня без слов, №2 — трагическая декламация в духе Шубертовского «Двойника», №6 — «Виолончельная».

  1. Зинаида:

    Выложите пожалуйста и другие прелюдии шопена. Ноты и переложения для гитары.

Добавить комментарий