Сегодня Даймбэг Даррел (Dimebag Darrell) расскажет нам о флажолетах и о том, как ими правильно пользоваться.
Источник этой статьи — рубрика Даймбэга Даррела на сайте Guitar World под названием «Riffer Madness» («Сумасшедшие риффы»).
На этот раз мы поговорим о флажолетах, о том, где они располагаются, и о том, почему этот прием так хорош. Извлечь флажолет можно несколькими способами.
Например, медиатором (медиаторные флажолеты), тэппингом, как иногда делает Эдди Ван Хален (тэппинговые флажолеты), или просто приложить палец левой руки к струне и ударить по ней правой рукой.
Последний тип флажолетов называется натуральными флажолетами, и именно на них мы и остановимся подробнее.
Как играть флажолет
Натуральный флажолет легче всего извлечь на любой струне на двенадцатом ладу. Вам всего лишь нужно слегка прижать струну прямо над порожком лада пальцем левой руки, а затем ударить по ней правой рукой.
Не прижимайте струну до конца, следите, чтобы между ней и порожком лада оставалось пространство. Иначе флажолет не получится. Если вы сделали все правильно, вы услышите ноту с тембром, похожим на колокол. Она ровно на одну октаву выше ноты, взятой на открытой струне. Флажолеты особенно эффектно звучат на бриджевом звукоснимателе и на высоком уровне гейна.
Когда я только начал экспериментировать с флажолетами, я включал целых две педали дисторшн одновременно. Только для того, чтобы как следует раскачать струны и получить еще более пронзительные флажолеты. Как только вы извлекли флажолет, можете убирать палец левой руки со струны. Так он будет звучать гораздо лучше.
Где играть флажолет
Натуральные флажолеты можно извлекать также и на других ладах. Например, на седьмом, пятом и четвертом. Некоторые думают, что флажолеты прячутся только на этих ладах, но исходя из своего опыта, могу сказать, что их можно извлекать практически на любом ладу и на любой струне. Проверьте сами: слегка прикоснитесь средним пальцем левой руки к самому высокому ладу шестой струны.
Затем начинайте играть медиатором какой-нибудь ритмический рисунок на этой струне, медленно двигая палец левой руки в направлении верхнего порожка. Следите за тем, чтобы он по-прежнему слегка касался струны. Вы откроете для себя целую кучу флажолетов по всей струне.
Мне очень нравятся флажолеты, располагающиеся между ладами. Например, я активно вставляю в свои соло те, которые находятся между вторым и третьим ладами — на них я играю особенно часто. Первый флажолет расположен ближе ко второму ладу (отступает от него на одну четверть расстояния между вторым и третьим ладом), а второй — ближе к третьему ладу (три четверти расстояния). Извлечь их не так просто, поэтому когда найдете их, хорошенько запомните их местоположение.
Начало нашей композиции «Heresy» [Cowboys From Hell] богато довольно радикальными флажолетами. ПРИМЕР 1 — это рифф, похожий на тот, который я только что упомянул. Как вы видите, в нем я играю флажолеты на шестой струне.
Лучший способ убедиться в том, что вы играете правильно, — внимательно послушать запись, а затем найти точное расположение всех флажолетов. Просто смотрите и слушайте!
А как же рычаг при использовании флажолетов?
Многие гитаристы извлекают флажолеты только в том случае, если они собираются поэкспериментировать с рычагом. Все это, конечно, круто, но, как видно в ПРИМЕРЕ 1, чтобы заставить флажолет вибрировать и колебаться, вам не нужно тремоло. Два моих любимых гитариста — Эдвард Ван Хален (Edward Van Halen) и Рэнди Роадс (Randy Rhoads) — мастерски управлялись с флажолетами и без него. В ПРИМЕРЕ 2 представлен рифф, аналогичный риффу из композиции «Mouth For War» [Vulgar Display of Power].
В четвертом такте я играю небольшую вставку с флажолетами между вторым и третьим ладом (на отметке в четверть расстояния между ними) на второй и третьей струнах. Это создает высокий перкуссионный тембр и придает риффу дополнительный объем. И опять же я и не притрагиваюсь к рычагу.
Флажолеты — очень крутая фишка, поэтому не бойтесь экспериментировать с ними. Руководствуйтесь тем, что вы слышите, и тем, что вы видите, и все будет в порядке. В следующий раз я расскажу вам о том, как я извлекаю свои «фирменные» кричащие флажолеты. Включите, например, «Cemetery Gates» [Cowboys From Hell], послушайте конец этой композиции и вы поймете, о чем я.
А пока… Пробуйте и учитесь! Удачи! Следите за обновлениями на Гитаршколе, чтобы не пропустить вторую часть этого урока, обязательно подпишитесь на бесплатную ежедневную рассылку гитарных уроков.
Чушь какая то