На выставке NAMM, состоявшейся зимой 2015 года, огромное количество производителей гитар представили свои версии стратокастеров, дредноутов и пр. Но одним из самых интересных и новаторских стал стенд перкуссиониста из Калифорнии Энди Грэхэма (Andy Graham), который поразил всех инструментом под названием SlapStick.
Слэпстик (SlapStick) — это металлическая трубка квадратной формы, вдоль которой натянута стальная лента. Эта лента, напоминающая металлические ленты для крепления грузов, выполняет функцию струны. Внутрь трубки встроен самодельный звукосниматель, который передает вибрации ленты на усилитель.
Эту длинную, плоскую металлическую «струну» можно настраивать с помощью специального регулятора или болта с шестигранной головкой в верхней части трубки. Играют на таком слэпстике примерно так же, как и на безладовой бас-гитаре. Звучание его весьма загадочно — оно напоминает звучание бас-гитары или настроенной по-особому гитары, пропущенной через фильтр огибающей.
Грэхэм абсолютно по-новому подошел к концепции гитарной струны.
Хотя сам он так не считает. Грэхэм называет свой слэпстик «электрическим перкуссионным инструментом». Но это не так. Этот парень — автор уникальнейшего изобретения в мире музыки.
Вот, посмотрите и послушайте сами:
Слэпстики уже стали моей навязчивой идеей! Дошло до того, что я постоянно проверяю, не перечислили ли мне на банковский счет возврат по подоходному налогу. Это нечто большее, чем просто перкуссионный инструмент. Это самая настоящая революция! На NAMM я попробовал поиграть «War Pigs» на демо-модели слэпстика. Сказать, что я был в восторге, значит, не сказать ничего. Как вам уже известно, моя группа играет на очень странных и необычных инструментах. Нам просто жизненно необходим слэпстик. И точка.
Грэхэм предлагает слэпстики разной длины — от модели “N-100 Noodle”, по размеру примерно соответствующей размеру гитары (см. первое видео), до ультра-длинной “S-100 Pro”. Последняя — просто сокровище для исполнителей фанка.
Меня буквально переполняют вопросы:
• Какими еще возможностями обладает инструмент со стальной лентой?
• Можно ли играть на нем при помощи скрипичного смычка?
• Как насчет других гитарных эффектов?
• Что, если взять ручной вентилятор на батарейках и поднести его к ленте так, чтобы его лопасти задевали ее? Что-то наподобие шарманки…
• Эффект обратной связи? А если включиться в гитарный стек Marshall?
Черт, вы только представьте себе, что будет, если слэпстик попадет в руки авангардным гитаристам вроде Кейта Роува (Keith Rowe) или Эллиотта Шарпа (Elliott Sharp)!
Надо сказать, что в этом обзоре я говорю только о своих собственных впечатлениях от слэпстика. Грэхэм же считает его перкуссионным инструментом. Он позиционирует его именно так, и я не спорю с ним. Как говорится, хозяин — барин. Возможно, он не решается назвать слэпстик инструментом класса гитары/бас-гитары из-за непредсказуемости стальной ленты. (Я-то считаю, что это как раз плюс!) Что произойдет, если компания фриков, играющих джент или фанк, забьет на все предписания и сделает слэпстик центральным инструментом в своем творчестве?
Автор статьи Шейн Спил
Шейн Спил (Shane Speal) — родоначальник и король современного движения «сигарно-коробочных» гитар. Послушать музыку Спила, увидеть его инструменты и узнать больше о его Музее сигарно-коробочных гитар (Cigar Box Guitar Museum) можно на сайте ShaneSpeal.com. Последний альбом Спила Holler! вышел на лейбле C. B. Gitty Records.
И до чего еще люди додумаются, и как им это в голову приходит? Это удивительно, такое звучание из такого необычного инструмента (если его так можно назвать).