Если ваша гитара оборудована двумя хамбакерами, возможно, вам подойдет такая схема. Лично я предпочитаю именно ее, потому что с ее помощью гитара буквально преображается. Схема подходит для всех гитар H/H с трехпозиционным переключателем типа Fender и ручками регулировки громкости и тона. Это, например, телекастеры, стратокастеры, гитары Hamer, Yamaha и т.п. Также ее можно применить к гитарам H/H с трехпозиционным переключателем типа Gibson, например, Les Paul и SG.
Большинство гитар Н/Н (то есть гитар с хамбакерами в бриджевой и в нэковой позиции и без среднего звукоснимателя) предполагают схему типа Les Paul с трехпозиционным переключателем:
• Позиция 1: активен бриджевой хамбакер.
• Позиция 2: активны бриджевой и нэковый хамбакер.
• Позиция 3: активен нэковый хамбакер.
Такой вариант вполне достаточен для многих музыкантов, но всегда находится кто-то, кому хотелось бы чего-то большего. Эта идея не нова. PRS, Kramer и ESP уже много лет пользуются ей. Это просто еще один способ выжать из гитары Н/Н еще больше.
Что вам потребуется для распайки звукоснимателей?
Как уже упоминалось выше, вам потребуется гитара Н/Н с ручками регулировки громкости и тона и переключателем типа Fender. Оба хамбакера должны быть четырехпроводниковыми, потому что только так можно обеспечить возможность независимого доступа к обеим катушкам каждого из них.
Если на вашей гитаре установлены винтажные хамбакеры с двумя проводниками соответственно, замените или самостоятельно переделайте их в четырехпроводниковые. (Если вы точно не знаете, как это делать, отдайте гитару мастеру во избежание повреждения звукоснимателей.) Если ваш хамбакер имеет металлический корпус, предварительно снимите его. Эта задача тоже не из простых. Она требует определенного навыка и подходящих инструментов.
Кроме того, надо будет заменить трехпозиционный переключатель на пятипозиционный с четырьмя ступенями коммутации вместо стандартных двух. Их часто называют «суперпереключатели» («super switches»). Из известных можно назвать, например, Fender #0992251000.
Многие хамбакеры в разделенном режиме (split mode) лишь отдаленно напоминают звучание синглов, но это все-таки лучше, чем ничего.
Такие производители, как Eyb и Schaller, также предлагают подобные переключатели. (Странно то, что, несмотря на явный спрос на трехпозиционные суперпереключатели, они производятся только в пятипозиционном варианте.)
Какой переключатель вы в итоге приобретете — решать вам. Мне больше нравятся варианты типа Fender, потому что они позволяют видеть все, что происходит внутри, а это значительно облегчает задачу. С другой стороны, они больше по размеру, поэтому для каких-то гитар лучше подойдут переключатели типа Eyb и Schaller. (Перед покупкой обязательно проверьте размер соответствующей полости в корпусе вашей гитары.) Для переключателя Fender потребуется полость размером не меньше 21 мм. Я обычно рекомендую 25 мм, чтобы избежать проблем при спаивании клемм.
Что вы получаете в результате?
Такая схема предполагает традиционные комбинации звукоснимателей плюс две дополнительные, которые получаются за счет разделения катушек хамбакеров:
• Позиция 1: активен бриджевой хамбакер.
• Позиция 2: активна только внутренняя катушка бриджевого хамбакера.
• Позиция 3: активны бриджевой и нэковый хамбакер.
• Позиция 4: активна только внутренняя катушка нэкового хамбакера.
• Позиция 5: активен нэковый хамбакер.
Многие хамбакеры в разделенном режиме (split mode) лишь отдаленно напоминают звучание синглов, но это все-таки лучше, чем ничего.
Спайка звукоснимателей
Заменив трехпозиционный переключатель на пятипозиционный, приступайте к спайке. Схема изображена на Рис. 1. (Имейте в виду, что на этом рисунке изображена схема от Seymour Duncan с соответствующим цветовым кодом, а цветовой код других производителей может значительно отличаться.)
В данном случае в разделенном режиме активны внутренние катушки хамбакеров, но вы можете сделать так, чтобы активными были внешние катушки. Для этого нужно перенести всего один контакт. Испробуйте оба варианта и решите, что подходит именно вам. Можно даже добавить мини-переключатель, чтобы иметь обе возможности. (Лично я считаю, что это не так уж важно.) Помните, что когда вы заземляете одну катушку, хамбакер превращается в «настоящий» сингл, что может привести к возникновению шумов.
Вот и все на сегодня. Удачи!
Спасибо за интересный материал! Хотелось бы видеть и другие схемы распайки звукоснимателей электрогитары. Я Вам на почту выслал свои наброски, если есть желание, можете опубликовать))
У меня с самой покупки такая распайка звукоснимателей. Гитара Ibanez.
Автор, спасибо Вам огромное за подробный и ценный материал. Установил на свою старенькую гитарку пятипозиционный переключатель, распайка оказалась совсем несложной для понимания.
А как мне jackson dinky по проще распаять?