Все великое со временем не меркнет, а становится все лучше. Эта истина без сомнения относится и к музыке легендарного Джими Хендрикса (Jimi Hendrix).
Мощь, страсть, индивидуальность и влияние стиля Джими, который не спутать ни с чем другим, становятся все актуальнее, и с течением времени ценность и уникальность его наследия только растет.
Сегодня мы поговорим о тонкостях соло Хендрикса и уделим особое внимание фразировке, мелодическим концепциям и груву.
Во время существования Band of Gypsys (1969-1970 гг.) Джими концентрировался в первую очередь на плотных фанковых грувах. В этом ему помогала ритм-секция группы в лице барабанщика Бадди Майлза (Buddy Miles) и басиста Билли Кокса (Billy Cox).
Целью создания этого трио было выполнение контрактных обязательств по выпуску альбома, и музыканты записали по-настоящему революционный Band of Gypsys вживую. Это был концерт в канун Нового года, 31 декабря 1969 года. Благодаря Майлзу и Коксу каждый трек обрел прочную основу — мощный роковый ритм, на фоне которого Хендрикс создавал свои поистине волшебные соло.
Открывающая композиция альбома “Who Knows” представляет собой повторяющуюся прогрессию из трех аккордов на основе активного и живого грува. Отрывки, изображенные на РИС. 1 и 2, написаны в духе этого трека в тональности C#. Аккордовая прогрессия начинается с четвертой ступени (аккорда F#7), затем следует малая терция (Е7) и тоника (C#7). Большая часть соло в этих примерах основана на минорной пентатонической гамме C# (C# E F# G# B) с редким отклонением в сторону мажорной пентатоники C# (C# D# E# G# A#) за счет добавления большой сексты A#.
Для понимания и воспроизведения стиля Хендрикса особенно важно научиться плавно соединять фразы из ровных шестнадцатых нот, играемые с эффектом триольного звучания (шестнадцатые триоли или фигуры из восьмых и шестнадцатых нот в рамках триольных групп).
Такты 1-4 отрывка на РИС. 1 играются в девятой и седьмой позициях. Здесь следует делать акцент на ровных шестнадцатых нотах, а шестнадцатые триоли дают дополнительный ритмический толчок. Идеальное чувство мелодики, которым обладал Хендрикс, налицо. При этом определяется оно далеко не только скоростью и виртуозной техникой.
Такт 5 начинается с перехода ко второй позиции, после которой мы вновь возвращаемся к девятой позиции. Играя этот отрывок, работайте в первую очередь над ритмической точностью и четкостью нот.
Отрывок на РИС. 2 начинается с «фирменного» приема Джими — бендов на двух струнах, зажатых одним пальцем. Начинаем с бенда на целый тон на двенадцатом ладу первой струны. Подтянув ее, захватываем вторую струну тем же пальцем и отпускаем бенд. Затем повторяем то же самое на второй и третьей струнах. В этих примерах особенно важно передать ощущение триольности, но в конце такта 4 и в начале такта 5 мы переключаемся на ровные шестнадцатые ноты. Это создает контраст по отношению к свинговому звучанию баса и ударных.
Кто еще не подписан на Гитаршколу, обязательно сделайте это прямо сейчас с помощью формы подписки. Подписавшись, Вы сможете получать бесплатные интересные уроки гитары на свой e-mail.
Да, действительно соло похоже на соло Джимми Хендрикса. Отлично звучит! и спасибо за табы.