Характерная черта многих культовых рок-композиций — гармонизованные гитарные соло из одиночных нот.
Примеров этому много: “The Boys Are Back in Town” Thin Lizzy, Reelin’ in the Years” Steely Dan, “Hotel California” The Eagles, множество хитов The Allman Brothers Band, среди которых “Blue Sky”, “Whipping Post”, “Ramblin’ Man”, “Hot ’Lanta”, “Revival”, и многие другие.
Дики Беттс (Dickey Betts), композитор ABB (The Allman Brothers Band), сделал такие соло визитной карточкой своего звучания. И в большинстве случаев его соло базируются на мажорной гексатонической гамме, также известной как гексатонический мажор.
Многие музыканты даже называют эту гамму «гаммой Дики Беттса», ведь в первую очередь она ассоциируется именно с его музыкой. Сегодня мы посмотрим, как создавать интересные соло-партии в стиле Беттса на основе гексатонического мажора.
Один из самых известных примеров использования этой гаммы — вступительный рифф к композиции “Blue Sky”. Он представлен на РИС. 1 в аранжировке для одной гитары. Нижние ноты отвечают за мелодию, а верхние — за гармонию. Гармония в данном случае построена на мажорной гексатонической гамме Е (E F# G# A B C#).
Начинать изучение этой гаммы лучше всего с анализа более распространенной мажорной пентатонической гаммы из пяти нот. На РИС. 2 вы видите мажорную пентатонику Е (E F# G# B C#) в седьмой позиции. Вот интервальная структура этой гаммы: первая ступень (тоника), большая секунда, большая терция, чистая квинта и большая секста. Таблицу интервалов я публиковал ранее.
Чтобы получить гексатонику, нужно всего лишь добавить к пентатонической гамме чистую кварту. В итоге получится вот что: первая ступень (тоника), большая секунда, чистая кварта, большая терция, чистая квинта и большая секста (см РИС. 3 — тональность Е).
Теперь в этой гамме есть все ноты аккорда Е мажор (E G# B) и А мажор (A C# E), а значит, она отлично подходит для игры соло на фоне повторяющейся аккордовой прогрессии I-IV (первая ступень — четвертая ступень) в тональности Е (Е — А), как в композиции “Blue Sky”.
Когда мы диатонически гармонизуем гамму из семи нот, интервал гармонизации остается неизменным (например, гамму Е мажор можно гармонизовать с интервалом в терцию, кварту, квинту и т.д.). Но в случае гармонизации шестинотной мажорной гексатонической гаммы мы берем интервалы в терцию и кварту. Причина этому — более широкие интервалы между некоторыми нотами.
РИС. 4 — это восходящая и нисходящая гексатоника Е мажор на первой струне. На РИС. 5 изображена та же гамма, но от ноты В (квинты) и на второй струне. Если сыграть их вместе, получится то, что вы увидите на РИС. 6: за двумя квартами следуют четыре терции (малые и большие), а с двенадцатого лада рисунок повторяется на октаву выше.
На РИС. 7 пример использования мажорных гексатонических гармоний в мелодии, очень напоминающей “Blue Sky”. Разобравшись с основной идеей, попробуйте придумать собственные соло и гармонизовать их.
Отличная тема.Спасибо!