Всем, кто интересуется технической стороной гитар, будет любопытно познакомиться с весьма изобретательными распайками, придуманными гитаристом, техником, сессионным музыкантом и просто гениальным человеком Дэниелом «Дэном» Кентом Армстронгом (Daniel “Dan” Kent Armstrong), к великому сожалению, покинувшему нас в 2004 году. Сегодня мы познакомимся с его самой знаменитой схемой – оригинальной Армстронговской распайкой под названием «Суперстрат». Возможно, кто-то из вас уже знаком с ней. Она была очень популярна в 80-е и в начале 90-х, да и сегодня немало музыкантов прибегают к ней.
Распайка гитары «Суперстрат»
Основная идея проста. Пятипозиционный переключатель заменяется на три отдельных перекидных переключателя – по одному на каждый звукосниматель. Цель – извлечь из одной гитары как можно больше разных вариантов звучания. Концепция сама по себе была не нова, но Армстронг в буквальном смысле раскрутил ее. Вместо трех простых переключателей SPDT вкл/выкл, он взял переключатели DPDT вкл/вкл для нэкового и среднего датчиков, а для бриджевого – DP3T вкл/вкл. Это позволило ему получить возможность параллельного и последовательного включения для нескольких комбинаций датчиков и, таким образом, извлечь из стандартного Стратокастера 12 вариантов звучания.
Все комбинации датчиков находятся в фазе, поэтому если вам нужны внефазовые тона, возможно, это не ваш вариант. Или вам нужно будет его подработать под свои потребности. Схема Армстронга работает для всех гитар с тремя звукоснимателями, в том числе и с хамбакерами.
В данном случае мы используем стратокастеровские регуляторы тона: средний и нэковый звукосниматели оборудованы тоновым потенциометром каждый. Бриджевой датчик остается без потенциометра. Можно также расширить гибкость распайки, добавив на каждый регулятор тона разные конденсаторы.
Коммутационная матрица
В таблице ниже представлены разные комбинации, возможные при данной распайке. Вот расшифровка обозначений: U означает, что переключатель находится в верхней (up) позиции, D – в нижней (down), а С показывает, что трехпозиционный переключатель бриджевого датчика вкл/вкл/вкл находится в средней позиции.
Коммутационная матрица в данном случае довольно сложна. Вам понадобится какое-то время, чтобы разобраться с тремя переключателями и с тем, как они взаимодействуют. Лично я не смог бы играть на гитаре с подобной распайкой на концерте без распечатки подробной инструкции по всем возможностям, но если вы хотите получить как можно больше вариантов звучания, это ваш выбор. Эта схема требует опыта. Она не подходит для новичков.
Список покупок
Для данной схемы можно пользоваться стандартным стратокастеровским пикгардом. Просто снимите пятипозиционный переключатель и просверлите отверстия для установки переключателей там, где раньше был расположен пятипозиционный переключатель. Конечно, первоначальное отверстие будет заметно. Если вам это не очень нравится, купите новый пикгард без отверстий. Этот вариант будет смотреться значительно профессиональнее. Так же можно заказать виниловые наклейки на пикград, чтобы скрыть все погрешности.
Бриджевой датчик вкл/вкл/вкл | Средний датчик вкл/вкл | Нэковый датчик вкл/вкл | Конфигурация |
С | U | D | Только нэковый датчик |
С | D | U | Только средний датчик |
D | U | U | Только бриджевой датчик |
C | D | D | Средний и нэковый датчики параллельно |
D | U | D | Бриджевой и нэковый датчики параллельно |
D | D | U | Бриджевой и средний датчики параллельно |
D | D | D | Все три датчика параллельно |
C | U | U | Средний и нэковый датчики последовательно |
U | U | D | Бриджевой и средний датчики последовательно |
U | D | U | Бриджевой и нэковый датчики последовательно |
U | U | U | Все три датчика последовательно |
U | D | D | Все три датчика последовательно / параллельно |
Кроме того, вам понадобится пара двухпозиционных переключателей DPDT вкл/вкл (для среднего и бриджевого датчиков), один трехпозиционный переключатель DP3T вкл/вкл/вкл (для бриджевого датчика) и провода. Не экономьте, купите высококачественные переключатели – это стоит того. Дешевые продержатся очень недолго и будут источниками всевозможных электронных и механических шумов.
Распайка «Суперстрат»
Повторю еще раз: этот проект не для новичков, поэтому если у вас недостаточно опыта в этой области, лучше положитесь на профессионала. Или начните с более легких вариантов для тренировки.
Если ваши звукосниматели оборудованы металлической пластиной (как в случае бриджевого датчика Телекастера) и/или металлической крышкой (как у нэкового датчика Телекастера), соединенной с «землей», вам нужно прервать это соединение и припаять новый хороший кабель заземления к металлической детали. Иначе звукосниматели будут сильно шуметь при последовательном включении.
Также важно заземлить крышку каждого из трех звукоснимателей. В зависимости от дизайна, у датчиков бывает специальное место для этого. Если его нет, оберните провод вокруг резьбовой части втулки датчика и припаяйте его к «земле» на другом конце.
В оригинальную схему Армстронга входит дополнительный конденсатор на 0,05 мкФ, подсоединенный между крышкой потенциометра уровня звука и проводом от тремоло. Этот провод заземляет струны, когда вы прикасаетесь к ним, а конденсатор на 0,05 мкФ защищает вас от удара током. В принципе, можно обойтись и без этого конденсатора. Я считаю, это не очень хороший способ предостеречься от электрошока. Для этой цели я предпочитаю конденсатор на 0,001 мкФ (1 нФ) с минимальным напряжением в 500 В, подсоединенный параллельно с резистором на 220 К.
Армстронг выбрал конденсаторы на 0,01 мкФ, но вы можете делать так, как хочется вам. Никто не запрещает взять конденсаторы с разными значениями для каждого потенциометра. Например, вы можете поэкспериментировать с 0,01 мкФ для среднего и 6800 пФ для нэкового датчика. Здесь задействовано довольно много проводов, поэтому я привел схему, соответствующую подходу Армстронга. Стандартная схема выглядела бы слишком запутанно.
Вот и все. Конечно, эта схема не окончательна. Ее можно развивать и дорабатывать. Например, можно взять четырехпроводниковые хамбакеры и попробовать разобраться с тем, какой провод куда подсоединяется, если у вас нет под рукой цветового кода для каждого провода. И это можно сделать без каких-либо затрат на дорогие анализаторы звукоснимателей или цифровые осциллографы. До скорого!