В одной из предыдущих статей мы говорили о распайке гитары Fender Mustang (“Как усовершенствовать распайку гитары Fender Mustang”), а сегодня я предлагаю вам обратить внимание на не менее интересную модель, выпускаемую этой компанией — гитару Jaguar. Эта гитара никогда не пользовалась такой же популярностью, как стратокастер и телекастер, но в последние десятилетия — во многом благодаря таким гитаристам, как Джонни Марр (Johnny Marr), Элвис Костелло (Elvis Costello) и Джон Фрусчанте (John Frusciante) — она в буквальном смысле стала иконой для инди-рокеров.
Немного истории Fender Jaguar
Модель Jaguar была разработана в 1962 году и представляла собой несколько видоизмененную версию гитары Jazzmaster. Ее основная особенность — 24-дюймовая мензура. Jaguar сразу стала топовой моделью в линейке Fender и стоила дороже стратокастеров и телекастеров. Кроме того, среди характерных черт этой гитары «скошенная талия», гриф на 22 лада, новый дизайн «плавающего» тремоло, прибор для глушения струн, экранированные звукосниматели и весьма экстравагантная схема распайки, подразумевающая две независимых друг от друга цепи. Последнее было, по мнению компании Fender, весьма инновативно.
Но Jaguar продавалась не так хорошо, как хотелось бы, поэтому ее выпускали всего 13 лет. Серф-гитаристы помогли ей слегка увеличить популярность, но первоначальные планы Fender по вытеснению с рынка гитар Gibson провалились полностью. В 1975 году модель была снята с производства, и лишь в восьмидесятые годы панки и альтернативные рокеры вновь открыли для себя Jaguar. Сегодня гитары Jaguar, произведенные в период с 1962 по 1975 гг., продаются по цене, в несколько раз превышающей оригинальную цену. Jaguar можно приобрести как в бюджетном варианте, так и в варианте Custom Shop.
Система переключателей Fender Jaguar
Четыре переключателя и четыре потенциометра контролируют два звукоснимателя Jaguar, и разобраться в том, как они работают, не так-то просто. Но мы все же попробуем. У гитар Jaguar две цепи — одна для соло, другая для ритма. Каждая снабжена независимыми ручками регулирования громкости и тона. Эта схема дает возможность установить два варианта настроек тона и громкости.
Соло-цепь включает в себя три двухпозиционных переключателя, расположенных в районе нижнего рога, и два потенциометра, встроенных в хромированную металлическую пластину рядом с бриджем. Два переключателя отвечают за работу нэкового и бриджевого датчиков. Третий переключатель активирует конденсатор на 0,003 мкФ, служащий в качестве высокочастотного фильтра для соло-цепи и отсекающий низкие частоты. Сегодня такой переключатель иногда называют «подавляющим». Потенциометры выполняют функции регуляторов громкости и тона для нэкового и бриджевого датчиков, и ручка тона соединена с конденсатором в 0,01 мкФ.
Ритм-цепь расположена в районе верхнего рога и состоит из одного двухпозиционного переключателя и двух роликовых потенциометров, регулируемых большим пальцем. Переключатель отвечает за активацию/деактивацию ритм-цепи, а потенциометры регулируют громкость и тон нэкового датчика. (Ритм-цепь не предполагает доступа к бриджевому звукоснимателю.) Линейные регуляторы громкости и тона соединены с конденсатором тона на 0,1 мкФ.
Два сингла Jaguar меньше по размеру, чем датчики на стратокастерах. Кроме того, они оборудованы металлическими пластинами с прорезями для лучшей экранировки. Такой дизайн хорошо зарекомендовал себя и гораздо лучше защищает звучание от внешних воздействий, чем в случае стратокастера или телекастера.
Прежде чем начать эксперименты с распайкой, ознакомьтесь с оригинальной цепью Jaguar онлайн. Схемы можно найти на сайтах Fender, Seymour Duncan, OffsetGuitars.com и многих других.
Работа с цепью
Чтобы немного усовершенствовать ритм-цепь, можно поставить потенциометры на 250 К или 500 К, а также заменить регулятор тона на ручку с меньшей конденсаторной емкостью. Я, например, недавно поставил на Jaguar одного из своих клиентов регулятор тона (ритм-цепь) на 3300 пФ. Это дало возможность придать звучанию теплоты без потери высоких частот и четкости.
А сейчас перейдем к соло-цепи. Как я уже говорил, в нашем распоряжении находятся переключатели и регуляторы громкости и тона.
Редкий гитарист пользуется «подавляющим» переключателем, поэтому предлагаю превратить его в серийный/параллельный переключатель, который придаст синглам жирности. (Нечто подобное мы уже делали на примере гитары Mustang.) Не забывайте о том, что это изменение никак не влияет на ритм-цепь.
Начнем с двух подготовительных шагов:
1. Установим два потенциометра в 250 К или 500 К. Ручку тона на 0,01 мкФ вы можете использовать в соответствии со своими предпочтениями.
2. Разделим заземление бриджевого датчика. Принцип тот же, как и в случае с датчиками телекастера. Теперь у вашего бриджевого датчика должно быть три провода. Это очень важный этап!
На Рис. 1 показана модифицированная соло-цепь. Угол зрения — с задней стороны хромированной пластины, то есть так же, как видите ее вы во время выполнения работы.