Никогда не забуду выражение лица того звукооператора. “У тебя два усилителя?” – спросил он удивленно.
Учитывая ситуацию, его замешательство вполне можно понять. Мы играли далеко не в самом гламурном стиле, и на сцене находилось всего пять усилителей. (Один басовый и четыре гитарных. Наш клавишник тоже время от времени играл на гитаре). Сейчас это все кажется таким нелепым. Звукооператор сказал мне тогда: “Но это же смешно. Я буду подзвучивать только один усилитель. Выбирай, какой». Это вывело меня из себя. Неужели он не понял? Я пользовался одним усилителем для чистого звучания и другим – для искаженного. А иногда я включал оба одновременно.
В итоге он согласился и установил микрофоны на оба усилителя. Не уверен в том, выводились ли они оба в зал, но если и нет, то этого никто не заметил. Таким манером я отыграл еще пару концертов, но заметив все увеличивающееся количество удивленных лиц, я решил перейти на стандартный сет из одного усилителя.
Теперь мне думается, что тогда у меня было что-то вроде намека на «сырой/сухой» сет. На одном усилителе у меня никогда не было эффектов, тогда как на другом они были. Когда я включал их одновременно, комбинация «сухого» (без эффектов) усилителя и «сырого» (большое количество эффектов: хорус, дилей, реверберация) давала такой результат. Звучание было неплохим, но не думаю, что кто-то может назвать это «стерео», ведь в случае стерео речь идет об одинаковых или похожих усилителях с возможным использованием педалей эффектов для стерео.
Споры о гитарном стерео
Вполне возможно, что кто-то из вас не согласен со мной. Но то, что я скажу дальше, вызовет еще больше разногласий. Прийти к общему знаменателю в вопросе определения стерео очень сложно, и часто все дело в конкретном эффекте. Кроме того, производители уже много лет используют этот термин так по-разному.
Стерео-хорус для гитары
Начнем с хоруса. Что такое стерео-хорус? Для кого-то это простой сигнал, выходящий из одной колонки/усилителя, и вибрирующий сигнал, выходящий из другой колонки/усилителя. Эти сигналы смешиваются и дают эффект хоруса. Так дело обстоит с легендарным Roland JC-120 Jazz Chorus. Я считаю, такое звучание хорошо подходит для записи, но вот для живого выступления это просто кошмар. Если включить только колонку с вибрато, получается вибрато. Если включить только колонку с простым сигналом, получится чистое звучание гитары. Сигналы нужно смешать и смешать грамотно. Если заняться изучением педалей, основанных на этой технологии, можно заметить, что их часто характеризуют, как «настоящее стерео». Интересно то, что такого же эффекта можно достичь, смешивая звучание педали вибрато с вышеупомянутым «сырым/сухим сетом». Тогда педаль хоруса окажется ненужной.
Также я был свидетелем тому, как сигнал вибрато («сырой» сигнал) делился и возвращался обратно в фазу одного из выходов. Иными словами, «сырой» сигнал на одном выходе на 180 градусов расходился с другим. Если слушать в наушниках, то каждый выходной сигнал будет звучать по-своему и весьма интересно. Но при использовании на концерте возникает опасность того, что производимый эффект буквально растворится в воздухе, в результате чего получится самое простое звучание.
Я уже много написал, а обсудили мы только хорус, обойдя вниманием дилей, реверберацию, фазер, тремоло и фленджер. Но не буду вдаваться в технические подробности. Я постарался подчеркнуть ограничения, возникающие при практическом использовании двух усилителей на сцене. Если вы играете в группе из четырех или пяти музыкантов и исполняете живую музыку, вы столкнетесь с определенными сложностями в реализации подобного проекта. Во многом вам придется полагаться на способности звукооператора. Получается, что вы ставите себя в зависимость от многих обстоятельств, поэтому вероятность столкновения с проблемами довольно высока.
Несмотря на все это, работа с двумя усилителями – дело интересное и даже вдохновляющее – если подходить к нему с умом. Как и во всем, здесь достаточно и плюсов, и минусов. Выбор за вами!