Устали от стандартных соло? Тогда вам сюда! Наш сегодняшний урок поможет вам обогатить свой арсенал фраз и вырваться из рамок собственных привычек, пользуясь простым, но очень эффективным методом трансформации арпеджио. Так вы сможете разнообразить свои соло и научиться выражать собственные идеи на гитаре еще лучше.
Мы сконцентрируемся на двух видах арпеджио, которые должен знать каждый гитарист. Это арпеджио мажорного и минорного септаккордов. Их мы и будем трансформировать.
Но начнем мы с краткой информации об арпеджио. Любое арпеджио основано на принципе терцовости (грубо говоря, мы просто берем ноты гаммы через одну). Любая мажорная гамма, независимо от тоники, состоит из семи нот. Помните: аккорды и арпеджио содержат одни и те же ноты. Разница между ними лишь в том, что арпеджио линейно, а ноты аккорда извлекаются одновременно.
Давайте возьмем за основу гамму G мажор (G-A-B-C-D-E-F#). А теперь попробуем сформировать арпеджио от ноты G. Для этого берем ноты гаммы через одну. Вот что у нас получилось: G-B-D-F#.
Сдвигая одну из нот этого арпеджио вверх или вниз на определенный интервал, мы получаем новые и интересные звучания, практически не отклоняясь от гармонии. Все эти операции можно проводить с мажорными и минорными аккордами, не рискуя разозлить коллег-музыкантов или публику. Я покажу, как это делается, на примере одной ноты. Для ясности я останусь в рамках основной гармонии (иначе вы быстро запутаетесь).
Упр. 1 представляет собой арпеджио maj7 на одну и на две октавы. Если вы не знакомы с такими аппликатурами, хорошо отработайте их.
Перед тем, как перейти к следующему упражнению, разберемся, что же такое гармония sus (от англ. «suspended»). Гармония sus повышает терцию аккорда или арпеджио на полтона или понижает ее на целый тон. Это дает интересное звучание.
В Упр. 2 мы понижаем ноту В до ноты А, получая арпеджио Gmaj7sus2 (G-A-D-F#). Внимательно вслушайтесь в разницу между стандартным мажорным арпеджио и новым вариантом. Постарайтесь привыкнуть к этому звучанию и запомнить его.
Сдвинув терцию на полтона к кварте, мы получим maj7sus4. Сыграйте Упр. 3 и постарайтесь уловить разницу.
До сих пор мы работали с терцией, а теперь давайте понизим на полтона квинту (G-B-C#-F#). Это дает нам #11 или #4, что является характерной чертой лидийского лада. В Упр. 4 вы найдете аппликатуру для такого арпеджио. Оно звучит очень необычно и придает гармонии остроты. Играя в стилях, где особенно часто встречаются септаккорды, я часто замещаю аккорд maj7 аккордом maj#11. Это актуально, например, для R&B, госпела и поп-музыки.
Упр. 5 и Упр. 6 помогут вам привыкнуть к новому звучанию и познакомиться с двумя разными видами аппликатуры для каждого арпеджио. Медленно прорабатывайте каждый из них, постепенно наращивая скорость. Уверен, что вы очень быстро разберетесь со всем этим.
По теме мелодические трансформации у нас припасено еще 14 упражнений, которые будут опубликованы в следующих уроках. Чтобы не пропустить, обязательно подпишитесь на рассылку от Гитаршколы.