Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В сегодняшнем уроке мы с Вами рассмотрим технический прием, который очень часто применяется при игре на гитаре, под названием легато.

Что такое легато? 

Для исполняемых на гитаре нот характерно довольно быстрое ослабление звучания. Поэтому, если вы хотите, чтобы мелодия казалась плавной, вы должны будете соединять каждую ноту со следующей, избегая тем самым разрывов в их звучании. Отработайте это на следующих примерах.

Переходя от открытой струны к зажатой ноте, как в примере 1, нужно быть очень осторожным — когда вы проводите первый палец над первой струной, чтобы сыграть С (до), вы не должны коснуться им верхней струны Е (ми) и прервать тем самым ее звучание.

Легато — это прием, который используется при игре, для того, чтобы максимально связать соседние ноты. Чтобы звук был более мелодичный и непрерывный. 

Упражнения на легато

При переходе от зажатой ноты к другой открытой струне, как в примере 2, важно не коснуться открытой струны В (си) вторым пальцем и, кроме того, не отпустить А (ля) до того, как зазвучит В (си).

Переходя от зажатой ноты на ту же открытую струну, как в примере 3, нота D (ре) должна продолжать звучать до тех пор, пока палец правой руки не окажется на струне, чтобы сыграть вторую ноту, открытую В (си). D (ре) отпускается только в самый последний момент.

При обратной ситуации, переходя от открытой струны к зажатой ноте, как в примере 4, палец, играющий зажатую ноту (D-ре в данном случае), не должен оказаться на струне слишком рано. В идеале он должен опуститься на струну одновременно с пальцем правой руки, чтобы к тому моменту, когда палец правой руки отпустит струну, зажимающий струну палец уже удерживал ноту.

Переход от одной зажатой ноты к другой выполняется тем же самым образом. В примере 5 С (до) должна удерживаться до того момента, пока В (ре) не будет сыграна правой рукой.

То же самое происходит и в обратном направлении. При переходе от D (ре) к С (до) D (ре) должна удерживаться третьим пальцем до тех пор, пока первый палец не опустится на С (до), а палец правой руки не окажется на струне, готовый сыграть ее.

Хотя на первый взгляд эти перемещения пальцев могут показаться довольно сложными, все они основываются на одном и том же базовом принципе постоянного сохранения звучания струны.

Легато при игре на гитаре

Сначала отработайте отдельно каждый из пяти примеров, предложенныхвыше, а затем объедините их в общую мелодию, представленную в упражнении ниже.

В этом упражнении нам встречаются некоторые новые случаи легато, такие как смена струн при переходе от одной зажатой ноты к другой — от С (до) к А (ля) между первым и вторым тактами.

Способы игры на гитаре. Прием легато

Здесь вводятся второй и четвертый пальцы. Играйте легато па протяжении всего упражнения; например, играя первые две ноты, удерживайте четвертый палец на струне, пока не зазвучит С (до); в третьем такте удерживайте верхнюю F (фа) до тех пор, пока не сыграете G (соль); G# (соль-диез) удерживайте весь четвертый такт.


Различные техники игры на гитаре. Прием легато

Важность легато при исполнении

С этого момента во всех последующих упражнениях играйте легато — очень важно, чтобы оно стало привычной и неотъемлемой техникой левой руки. Хотя вам может показаться, что легато отвлекает вас от изучения других новых техник, с которыми вы встречаетесь, помните, что на этом этапе от вас не требуется сразу же правильно выполнять все новые техники.

Например, если вы разбираете сложное упражнение с несколькими новыми нотами, сначала изучите их, а затем, когда они станут для вас привычными, начинайте оттачивать исполнение упражнения с легато и обращайте внимание на его тональность и темп.

  1. калина:

    Легато нужно обязательно учиться, так как это средство музыкальной выразительности, которое дает музыкальному произведению особенную красоту. Желаю удачи.

  2. Ольга:

    Статья мне очень понравилась ,так как я только учусь играть на гитаре . И такие тонкости мне знакомы не были. Плавный переход между звуками помогает мне облегчая движения пальцев.

  3. Анатолий:

    Я закончил музыкальную школу и как по мне тема в статье раскрыта не полностью! Нет таких понятий как: восходящее легато, нисходящее легато, смешанное легато, эти термины и способ исполнения их на гитаре особенно важно в музыке!!!

  4. Эдуар:

    Если считать урок первым знакомством с легато, то вполне все раскрыто. Очень подробно и понятно описано.

Добавить комментарий