Было время, когда подключить дилей перед усилителем с искажением было единственно возможным вариантом, и такие гитаристы, как Джо Уолш (Joe Walsh) пользовались им, получая отличное звучание.
Мне часто задают вопросы о педалях и эффектах. Что должно стоять первым? Последним? В середине? Нужен ли буфер? Нужен ли усилитель с петлей эффектов и если да, то какие эффекты включать в петлю? На все эти вопросы можно дать лишь весьма общие ответы, потому что правда в том, что нет никаких правил. Мы ведь говорим об искусстве, не так ли? Гитарные звучания (да и гитаристы) как снежинки: двух одинаковых не существует. И это прекрасно! Но, чтобы определиться с набором педалей эффектов, я все же рекомендую прочесть эту полезную статью.
Эффекты дилея или эхо чаще всего располагают после дисторшна или гейна. Если у вас современный многоканальный усилитель с преампом и ручками master volume, скорей всего, он оборудован также и петлей эффектов. Петли эффектов были созданы прежде всего для эффектов, связанных со временем, например, для дилея. Это объясняется тем, что такие эффекты могут выйти из-под контроля и звучать грязно, если их расположить перед дисторшном. Поэтому чаще всего подключение дилея в петлю работает очень хорошо.
За исключением тех случаев, когда это не работает. Немного выхода из-под контроля и грязного звучания иногда бывает как раз тем, что доктор прописал! Много классических записей именитых гитаристов были сделаны в условиях, когда эхо или дилей были включены в усилитель с искажением. И результаты стали легендой.
Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen)
Раннее звучание Эдди достигалось путем выкручивания до предела всех ручек его Marshall Super Lead конца шестидесятых годов. Само собой разумеется, было также много дисторшна, но Эдди успешно подключал Echoplex EP-3 в переднюю часть усилителя, что значительно разнообразило его звучание и гитарные партии. Долгое время я не мог понять, как же он играет в “Ain’t Talkin’ ’Bout Love”.
Основная последовательность арпеджированных аккордов получалась у меня очень похожей по звучанию, но все-таки это было не то. А вот когда я пытался сыграть синкопированную фразу в припеве (смена Am на G) правой рукой, она звучала совсем не так. И вдруг я понял, что все дело в эхо на 300 миллисекунд, которое звучит на протяжении всей композиции. Тогда все встало на свои места.
Аналогично, в главном ритмическом риффе припева “On Fire” тоже четко слышно эхо. Оно очень динамично, потому что эффект включен прямо в усилитель с искажением, и становится то тише, то громче в зависимости от силы атаки струн — именно это и создает ту магическую атмосферу звучания!
Джо Уолш (Joe Walsh)
Еще один прекрасный пример — композиция группы James Gang “The Bomber” (1970). Здесь Джо Уолш играет соло, приправленное порядочной дозой долгого пленочного эхо, через Echoplex с мощным фидбэком.
Все это было задолго до появления петли эффектов, поэтому включение дилея в усилитель было единственной возможностью, и очевидно, что эхо внесло немалый вклад в развитие соло. В 1970 году эффект эхо, а также фузз, квакушка, фазер и пр. были новинкой. Джо и другие гитаристы с радостью приняли новые технологии, и слушать результаты того, как их использование повлияло на развитие звучания, очень интересно.
Как получить нужный результат?
Есть несколько общих советов, которых следует придерживаться, подключая эхо к усилителю с искаженным звуком или к педали овердрайва/дисторшн. Во-первых, очень важен тон эхо повтора. Пленочные дилеи и аналоговые эхо характеризуются лишь ограниченной точностью и часто скатываются к концу. С каждым повторением это заметно все больше. Также постепенно смягчается атака. Все это помогает дилею слиться с основным тоном гитары. Если дилей звучит слишком чисто и ярко, он может забить основной тон, что не всегда желательно. Если у вас нет настоящего пленочного эхо или аналогового дилея, попробуйте цифровой вариант с симуляцией аналогового звучания. Например, Boss DD-7 или Line 6 Echo Park. Также вы можете попробовать Boss Space Echo, Strymon El Capistan или MXR Echoplex — они рассчитаны именно на копирование эффекта пленочного дилея.
Начните с микса, а ручки фидбэка лучше опустить пониже. Следите, чтобы микс был чуть выше минимального значения. Если вы меняете настройки усилителя или овердрайва, вам нужно также перенастраивать эхо.
Креативность — ключ ко всему
Я считаю, самое крутое, что может получиться из включения эхо в искаженный сигнал, это то, как все это повлияет на вашу игру. Как и Джо Уолш, Эдвард Ван Хален и многие другие, вы, возможно, напишете композиции и соло, которые звучали бы совсем по-другому без эхо или с другими вариантами подключения (например, эхо после дисторшна). Никогда не бойтесь экспериментировать с эффектами. Кто знает, может быть, вы изобретете нечто гениальное.
До скорого! Желаю вам хорошего звучания!
Отличный урок!Супер!