Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В сегодняшнем уроке хотелось бы рассказать про одно устройство, которое повышает строй гитары.
Сехилья
Сехилья (Cejilla) — устройство, установленное на грифе гитары поперёк струн, предназначенное для повышения строя инструмента. Фактически это передвижной порожек, который устанавливается непосредственно за ладовым порожком, зажимая все шесть струн одновременно.
Изначально сехилья использовалась для повышения строя гитары для того, чтобы тональность инструмента больше соответствовала тональности солирующего кантаора (певца). Сегодня сехилья используется практически во всех формах фламенко для придания звуку гитары большей яркости, сохраняя оригинальные аппликатуры.
Чаще всего на солирующем инструменте сехилья устанавливается от первого до четвёртого лада. Выше четвёртого сехилья используется только в аккомпанементе. Для развития силы в левой руке рекомендуется разучивать произведения и играть повседневные упражнения без сехильи.
Традиционная сехилья выполнена из древесины и, зачастую, имеет разнообразные инкрустации и резьбу. Современная сехилья (каподастр) модели Джима Данлопа сделана из металла с резиновой подкладкой. Она оснащена нейлоновым ремешком и перекладной пластиковой защёлкой, что ускоряет процесс перемещения с одной позиции на другую, но при этом уродует внешний вид инструмента, поскольку большинство классических cejilla очень красиво выполнены.
Все музыкальные примеры в разделе «Школа Фламенко. Хуан Мартин» играются с использованием сехильи. Положение сехильи обозначено в начале каждого нотного примера в правом верхнем углу. Все табулатуры приведены так, как будто сехилья не используется. Открытые струны представлены как «E B G D A E» от первой к шестой, а не их фактическая тональность (которая, например, будет выглядеть как F# C# E B F#, если сехилья установлена на втором ладу). Точно так же аппликатуры левой руки и примечания указываются в тексте согласно их положениям на грифе относительно нулевого порожка. Это позволит Вам с лёгкостью читать нотный материал не зависимо от положения сехильи на грифе.
Настройка гитары с установленной сехильей
Используя сехилью, не забывайте проверять строй инструмента. Давление сехильи на струну ограничивает перемещение последней в процессе настройки. Таким образом натяжение струны между нулевым порожком и сехильей (назовём его верхнее) может отличаться от натяжения между сехильей и нижним порожком (нижнее). В случае если верхнее натяжение превышает нижнее, при активном музицировании натяжение может компенсироваться и натяжение струны в рабочей области, равно как и строй, повысится.
И наоборот, если верхнее натяжение ниже нижнего в процессе игры строй струны может повыситься.
Спасибо за очень подробную статью. На днях преобрел сехилью, теперь буду знать, что с ней делать))
Здорово написано. А у меня сехилья, честно говоря недоумение вызывала. Я её снял и не использовал. Теперь буду знать. Может когда-нибудь пригодится, это когда я стану знаменитым гитаристом — шучу!
Написано, что металлические сехильи очень удобны, но они несколько уродуют инструмент. А деревянные же, наоборот, обладают интересным внешним видом, но их трудно перемещать с позиции на позицию.
Интересно, а какой-то промежуточный вариант в этом случае есть? Допустим, металлическая сехилья, выполненная в оригинальном дизайне?