Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Сегодня мы поговорим немного об истории фламенко.
История фламенко
Несмотря на то, что в некоторых университетах Испании давно существует такое направление, как фламенкология, сами фламенкологи до сих пор не пришли к единому мнению на счёт возникновения фламенко как такового. Смешение христианской и мавританской, цыганской и еврейской культур за столетия создали некое переплетение, которое до сих пор невозможно распутать с целью выяснить, чей же вклад оказался самым значимым.
Существует огромное количество легенд о происхождении фламенко, но неоспоримых фактов не так много.
Слово flamenco
Даже происхождение самого слова «flamenco» весьма спорно. Среди арабского населения в начале XIX-го столетия изначально это слово применялось как жаргонизм для описания через чур гордого, высокомерного человека.
Позже так называли андалусийских цыган (gitanos) и позже к их музыке, песням и танцам. Чёткое отличие цыганского cante flamenco появилось только в конце XIX-го века.
Феномен возникновения этого уникального андалусийского явления, вероятно, можно объяснить тем, что изначально фламенко было музыкой бедных слоёв населения. По этому точную дату возникновения установить не представляется возможным. Во множестве источников упоминается тот факт, что изначально фламенко существовало лишь в форме cante. Основными формами фламенко те времена были такие формы как Soleares, Seguiriyas и производные от них. Но даже и этот факт по прежнему остаётся предметом жарких споров.
Gitanos — эти странники прибыли в Испанию в конце XV-го века в результате их длительно путешествия из северной Индии. После столетий преследований и гонений в Андалусии gitanos укоренились я занял свою нишу в тогдашнем обществе. По сей день на весь мир известны цыганские кварталы, игравшие основополагающую роль в происхождении флаеменко: Triana de Sevilla, цыганские кварталы города Cádiz, Jerez de la Frontera, Granada, Málaga, Ronda и другие города древней Андалусии. В повседневной жизни они соседствовали с арабским и коренным населением Испании.
Они были известны своими талантами пения и танца. Так же можно предположит что они привнесли во фламенко что то из индийского народного творчества. В поэзии это описывается как el dolor en la garganta (горе в горле) настолько характерное для el voz rajada (сломанный голос) del cantaor (певца). Влияние gitano так же очевидно и на тематику coplas с её ссылками на личные трагедии и постоянные притеснения со стороны коренных жителей, их профессиональную деятельность и прочее.
Но до появления gitanos в Испании уже существовало искусство, полученное в наследие от мавров, ранних христиан, евреев и северо африканцев. В конце концов, цыгане присутствовали и в других областях Испании, помимо Андалусии. Возможно роль gitanos и преувеличена в процессе формирования фламенко. Ведь существовали же и доцыганские арабские песнопения, такие как Fandango.
Основным местом зарождения фламенко была область, называемая Andalucía, центром которой является Jerez de la Frontera, включающая в себя такие области как Sevilla, Cádiz, Granada, Málaga и Ronda. Эта территория была ограничена на севере древними пределами завоевания Испании маврами. В этом экстраординарном опыте музыкальной алхимии были сплавлены такие элементы, как мавританский, мазарабский, исламский, Hebraic, индийский, персидский, византийский, и литургический греческий. Всё это вместе создало уникальную смесь андалусийской культуры. Так или иначе всё это преобразовалось в чистейшее «золото» Фламенко.
Дальнейшее развитие фламенко
Процессы смешения и поглощения, в результате которых фламенко включило множество форм народной музыки, таких как песни и ритмы южной Америки, безостановочно продолжались на протяжении всей истории существования фламенко. В свою очередь фламенко само влияло на культуру испанского искусства песни и танца. В то время как мировое сообщество смотрит в сторону западной культуры, на джаз и европейскую популярную музыку дабы черпать новые источники для вдохновения, в традициях фламенко выгодней всего смотреть в южном и юго-восточном направлении, в миру ислама, северной Африки и Азии.
Для меня фламенко — это целое искусство, которое далеко не всем под силу, ведь оно имеет сложную технику исполнения.
В музыке фламенко используются очень интересные последовательности гармоний, именуемые андалусийской каденцией.
Поскольку фламенко многие культуры считают своим направлением, то оно становиться более популярным во многих странах. Следовательно, каждая культура придает неповторимость этому направлению.