Даже в туре, когда вокруг сплошной хаос, я стараюсь находить возможность заниматься. Я выработал для себя определенный «ритуал» из упражнений, который совершаю перед каждым выступлением. Это помогает мне размять руки и сконцентрироваться на музыке. Я уже публиковал 30-и минутную разминку для гитаристов, можете ознакомиться и сней. Сегодня я покажу вам некоторые из них. Первое упражнение играть очень легко, но в то же время оно довольно содержательно.
Разминка для пальцев гитариста:
Начнем с аккордов припева к «Machinehead» группы Bush и разделим их на простые арпеджио: тоника, терция и квинта (см. упражнение 1). Вы можете брать абсолютно любую аккордовую прогрессию, но мне кажется, что лучше выбрать композицию, которая вам нравится.
А теперь забудем об арпеджио в одной октаве и попробуем начать менять октаву той или иной ноты. Этот прием называется «замена октав». Его можно слышать, например, в игре джазового гения Пэта Мартино (Pat Martino) или рокера Грэга Хоу (Greg Howe).
Посмотрите на упражнение 2. Берем мажорное арпеджио и чередуем октавы. Мы по-прежнему играем тонику, терцию и квинту (а потом квинту на октаву выше), но звучание сразу становится более открытым и интересным. Следите за соблюдением схемы переменного штриха.
В упражнении 3 мы применяем идею замены октав к аккорду C#m. Как и в предыдущем упражнении, мы следуем формуле «тоника, малая терция (на октаву выше), квинта, квинта (на октаву выше)».
Вы заметите, что если арпеджио охватывает несколько октав, приходится играть через струну, чтобы перейти от одной ноты к другой. Первое время играйте переменным штрихом. Также можете попробовать гибридный способ звукоизвлечения.
Полный припев к «Machinehead» вы найдете в упражнении 4. Я добавил несколько слайдов, потому что мне нравится то «медитативное» ощущение, которое они придают этому упражнению.
Табы и ноты к упражнениям 4-5 можно скачать с помощью формы ниже:
Конечно, эту концепцию можно применить к любому набору аккордов. В следующем упражнении (упражнение 5) мы перейдем к тональности Е минор. Аккордовая прогрессия изменилась, но схема осталась прежней. Мы все еще играем тонику, терцию и квинту каждого аккорда, используя приемы замены октав, игры через струну и переменного штриха. И здесь мы вставляем пару слайдов, чтобы сделать переходы более плавными и музыкальными.
Все это — упражнения на развитие техники, но я уверен, что они полезны также и в музыкальном плане. Как только вы хорошо разберетесь с ними, испробуйте прием замены октав в аккордовых прогрессиях ваших любимых композиций. Также можете поэкспериментировать с другими аккордовыми тонами и таким образом добавить арпеджио дополнительную глубину.
Если вы хотите плотнее заняться этим приемом, послушайте Оза Ноя (Oz Noy), Мэтта Хендерсона (Matt Henderson) и Жана Марка Белькади (Jean Marc Belkadi). Звучание каждого из них очень индивидуально, но они схожи в том, что на всю катушку применяют концепцию замены октав, не теряя при этом в музыкальности.
Желаю вам успехов! И не забывайте подписываться на рассылку от Гитаршколы, чтобы получать интересные уроки для гитары.