Сегодняшний урок посвящен двухаккордовой импровизации в дорийском ладу. Для этого нам понадобятся аккорды Am и D. Уверен, что они вам хорошо знакомы. Дорийский лад очень характерен для музыки Карлоса Сантаны (Carlos Santana). Именно на этой гамме основаны его композиции “Evil Ways” и “Oye Como Va”. Даже Фрэнк Заппа (Frank Zappa) прибегал к нему в своей “Variations on the Carlos Santana Secret Chord Progression”. Как вы видите в Примере 1, мы берем всего два аккорда (Am и D), играя их в разных позициях. Это значительно расширяет рамки импровизации.
В качестве ритм-секции я подобрал грув в духе Сантаны, напоминающий нам о латиноамериканской музыке, но с тем же успехом можно брать и любые другие ритмические вариации. Первые восемь тактов я играю с одним и тем же ритмом, и только когда аккорды повторяются, я перехожу к импровизации. Это придает музыке разнообразие, что особенно важно в импровизации. Но отмечу, что в данных примерах я меняю ритм чаще, чем в ситуации реальной джем-сессии. Поэтому постарайтесь найти нужный баланс между разнообразием и повторением.
Особую роль здесь играют аккорды, ведь именно они придают звучанию дорийский оттенок. Давайте посмотрим, почему.
Аккорды Am и D в нашем случае являются аккордами II и V тональности G. Вот все диатонические (относящиеся к данной гамме) аккорды этой тональности:
I G
II Am
III Bm
IV C
V D
VI Em
VII F#m7b5
Ограничив гармонию (а что еще более важно — линию баса) до аккордов Am и D, мы скорее попадаем в А-дорийский лад (A-B-C-D-E-F#-G), чем в G мажор, несмотря на то, что эти гаммы включают в себя одни и те же ноты. (Если этот момент не очень понятен, не волнуйтесь. В данном случае это не столь важно. Лады вызывают вопросы у многих, поэтому пока просто примите на веру то, что я говорю.)
Далее мы немного разнообразим нашу импровизацию. Аккорды Am (A-C-E) и D (D-F#-A) являются трезвучиями. Добавив к ним дополнительные ноты, мы можем придать звучанию особую окраску. Самый распространенный вариант — добавление септимы. В этом случае мы получим аккорды Am7 и D7 (см. Пример 2).
В Примере 3 мы развиваем эту идею дальше, добавляя нону и получая аккорды Am9 и D9.
Табы и ноты к упражнениям 3-4 можно скачать? нажав на кнопку в начале урока.
Думаю, вы уже заметили, что любую прогрессию можно разнообразить, просто сдвигая аккорды по грифу и добавляя к ним дополнительные ноты.
В завершение — Пример 4. Здесь мы оперируем с нотами, входящими в основные аккорды (линия баса держит нас в рамках нашей прогрессии) и таким образом делаем импровизацию еще интереснее. Также мы меняем ритм, играя арпеджио. При этом мы используем только диатонические ноты, то есть не выходим за рамки тональности.
Вот небольшой совет ритм-гитаристам: для каждого аккорда прогрессии выучите два-три варианта в разных позициях. Затем попробуйте расширить их, добавляя дополнительные ноты. Начните с септимы. Это сделает ваше звучание интереснее и поможет вам лучше разобраться в музыкальной теории в целом и применительно к гитаре.
Если Вам понравился урок, подписывайтесь на рассылку от Гитаршколы, чтобы получать интересные уроки гитары.