Если кому-то из вас довелось побывать или даже какое-то время пожить в Швеции, возможно, вы знаете о важном значении в этой стране как поп-музыки, так и технически сложного метала. Именно эти музыкальные стили так характерны для скандинавских стран. Причины этому следует искать в скандинавской истории и культуре, но также и в климатических и географических особенностях этого региона. Это холодная, сырая и темная часть света, расположенная очень далеко от берегов Ямайки.

Именно там Виктору Бродену (Victor Brodén) довелось родиться и вырасти. Кроме того, большое влияние на него оказал старший брат. Он слушал музыку постоянно, хотя долгое время то, что он слушал, казалось Виктору полной бессмыслицей. Их комнаты располагались по соседству, и на Виктора регулярно обрушивался музыкальный поток в виде композиций Pink Floyd и Jethro Tull, и несмотря на то, что сейчас он и сам являюсь фанатом этих групп, ему не особенно нравились бесплодные попытки уснуть перед школьными буднями.

Но Виктор Броден ничего не имел против глубокого, басового звучания Боба Марли (Bob Marley), Питера Тоша (Peter Tosh) и Black Uhuru, заполнявшего собой практически весь их небольшой пригородный домик. Эти грувы, вибрации и общее ощущение были такими необычными, что Виктору казалось, что они переносят его в совсем другую культуру и в другой мир. Именно такое ощущение способна дать хорошая музыка, фильм и литература. Но несмотря на большое впечатление, которое эта музыка произвела на Виктора, он не сразу пришел к игре рэгги. На это ему потребовалось несколько лет.

Когда Виктор впервые сыграл сет, состоящий только из регги, он был в восторге. Это было непередаваемо. Ему казалось, что его собственное «я» полностью отделилось от того, что он играл, а желание самовыражения просто куда-то исчезло – было принесено в жертву музыке. Тот случай подтвердил правильность выбора инструмента – бас-гитары.

Транс-сцендентность

Рэгги, как и R&B и винтажный рок-н-ролл, заключается в повторении одного и того же – часто очень простого – рисунка на протяжении всей композиции. Преимущества этого очевидны. Такая игра на басу вводит в состояние, подобное трансу, когда выбор нот и ритмов предопределен. Они повторяются бессчетное количество раз, поэтому важно лишь то, как сделать так, чтобы результат звучал как можно лучше. Я хочу этим сказать, что игра рэгги способствует развитию чувства баса, а это полезно для игры в любом жанре.

Рэгги – уникальный стиль. Его суть в том, какие ощущения передает музыка, а не в том, как она звучит. Наверняка вам приходилось слышать подобные высказывания о гитаре и фортепиано, но вот бас как-то всегда оставался за бортом. Неважно, что именно вы чувствуете, важен сам факт ощущения, которое необязательно как-либо описывать. Для достижения этого эффекта рэгги-бас требует совершенно другого подхода к инструменту и извлечению нот.

Полезно начать с атаки по струнам ближе к грифу (при активированном нэковом датчике) – так вы научитесь чувствовать ноту и процесс атаки, который передается слушателю. Легендарный басист в стиле рэгги Девон Брэдшоу (Devon Bradshaw) называет это положение руки «сладкой точкой» («sweet spot»). Старые струны или струны с плоской оплеткой и регулирование датчика тона также немаловажно, а использование пенного глушителя сделает звучание еще более аутентичным. Для тех, кто уже знаком с особенностями винтажного R&B: у этих стилей много общего. Но несмотря на поверхностное сходство, в области настройки инструмента и подхода к игре басовые партии этих жанров кардинально отличаются друг от друга. Игра в духе Джеймса Джеймерсона (James Jamerson) в низком и среднем регистрах не очень характерна для рэгги, но если вы увеличите высоту струн, оборудуете бас-гитару пенным глушителем и струнами с плоской оплеткой, вы сможете приблизиться к сущности этого стиля.

Когда речь заходит о легендах рэгги-баса, следует упомянуть Робби Шекспира (Robbie Shakespeare), выступавшего с Питером Тошем и Black Uhuru, а также с коллективом Sly & Robbie. Эстон Баррет (Aston “Family Man” Barrett), игравший с Бобом Марли, тоже оказал большое влияние на развитие жанра. “Stir It Up” – один из примеров необычных басовых партий Баррета.

Добавить комментарий