Устали от одних и тех же блюзовых фраз в пентатонической гамме? Почему бы вам не попробовать что-нибудь экзотическое? Например, музыку Ближнего и Дальнего Востока и Восточной Европы?

Это D# или Eb? 

Как вам, возможно, уже известно, минорная блюзовая гамма включает в себя ноту, отличающую ее от пентатоники (повышенная четвертая или пониженная пятая ступень).

В блюзе А минор это нота Eb или D# (Это энгармонические тона — одинаковая высота, но разные названия).

Но как же тогда называть эту ноту? И в чем разница? Ответов может быть несколько. Один из них касается их разной функциональности. Eb может быть альтернативой пятой ступени (E), понижая ее, а D# может быть тоном, ведущим к пятой ступени.

В первой фразе (такты 1-2) я взял ноту Eb, которая заменила ноту Е, создав эффект блюзовой ноты (что-то вроде музыкального «вздоха»). Во второй фразе (такты 3-4) я использовал ноту D# в качестве перехода к E, которая является квинтой аккорда Am. Третья фраза (такты 5-6) звучит еще экзотичнее за счет ноты D# и интервала C-D#. Добавляя ноту B из натуральной минорной гаммы, а также несколько хаммер-онов и пулл-оффов, мы движемся в другом направлении.

Восточный колорит блюзовых фраз


Если вам и этого мало, добавьте несколько «чужих» нот, например G# (из гармонической минорной гаммы). Первая фраза ПРИМЕРА 2 звучит довольно блюзово, а вот последняя уже напоминает балканскую музыку.

Балканский блюз


Венгерский блюз 

Развивая эту идею, можно получить весьма интересный результат. Например, можно воспользоваться гаммой, известной как «венгерский минор» или «двойной гармонический минор» (каждая «восточная» гамма имеет по меньшей мере три разных названия), и играть так, словно это всего лишь измененная блюзовая гамма. Если играть ее в форме A B C D# E F G#, вы получите восточноевропейский оттенок. Но если вы знаете, как пользоваться этими «секретными ингредиентами», вы сможете превратить простую блюзовую фразу в нечто весьма оригинальное. Например:

Венгерские гаммы на гитаре

Первая фраза ПРИМЕРА 3 (такты 1-2) включает блюзовый ход, а следующие две версии предполагают изменения в сторону «венгерского» звучания. И там, и там ноты A, C и E поддерживают трезвучие Am, D и G на полтона выше, а две дополнительные ноты B и F придают необычный окрас. Попробуйте и вы! Пользуйтесь минусовкой и творите!

Добавить комментарий