Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. В одном из прошлых уроков мы с Вами уже как играть тремоло пальцами, сегодня более подробно остановимся на этом приеме и я предлагаю выучить Вам несколько практических упражнений на тремоло, которые каждый раз можно играть в виде разминки. Технический прием тремоло немного отличается, в зависимости от того, какой инструмент Вы используете: электрогитару или гитару акустическую.

2028Классическая гитара не способна производить долгие продолжительные звуки, которые удается извлекать, например, на скрипке или гобое. Даже звучание открытых басовых струн, являясь наиболее длительным для гитары, тем не менее затухает через довольно короткий промежуток времени.

Эта характеристика инструмента не относится к его недостаткам — в противном случае на классической гитаре невозможно было бы исполнять сложные музыкальные произведения, поскольку пришлось бы затрачивать огромные количества сил и энергии для того, чтобы намеренно заглушать струны, которые не должны звучать в определенные моменты.

Действительно, если вы попытаетесь исполнить репертуар классической гитары на гитаре электрической, обладающей значительно большей продолжительностью звучания, то эта проблема станет для вас более чем очевидной. Впечатление длительности звучания может быть получено с помощью тремоло.

Тремоло — это одна нота, повторяемая несколько раз с высокой скоростью; эта техника может быть вам знакома по игре, например, на мандолине. (Гитаристам, имеющим опыт выступлений в жанре рок-музыки, следует отличать тремоло от вибрато, которое, как уже говорилось выше, представляет собой колебания тона.)

Тремоло исполняется пальцами а, m и i правой руки на нужной струне, тогда как большой палец р берет басовую струну после каждого касания струны пальцем i, вследствие чего получается постоянно повторяемая последовательность р, а, m и i. Это наглядно представлено в примере:

Тремоло на акустической гитаре пальцами

Сложность исполнения тремоло заключается в необходимости сохранять высокую скорость игры без ущерба для тона и громкости верхнего голоса, но самое важное, пожалуй, — это плавность в исполнении непрерывно повторяющихся циклов.

Тремоло состоит из двух составляющих: самостоятельных движений четырех пальцев и охватывающего их непрерывного повторяющегося цикла, который при исполнении его на высокой скорости воспринимается как единое движение. Каждый из четырех пальцев должен извлекать полноценный и насыщенный звук, который не может прерываться следующей за ним нотой.

Следует отметить, что тремоло является одной из наиболее сложных гитарных техник, и, чтобы довести ее исполнение до совершенства, требуется довольно длительное время. Как и при изучении всех прочих приемов игры на гитаре, начинайте освоение тремоло очень медленно, обращая внимание па легато в движениях пальцев и на неизменность тона и громкости звуков.

Такие повторяемые техники, как тремоло, иногда могут звучать непрерывно в течение нескольких минут — как, например, это происходит в пьесе для классической гитары «Recuerdos de la Alhambra» Франсиско Тарреги (1852-1909).

Очень важно, чтобы правая кисть постоянно оставалась расслабленной при исполнении этой техники, особенно в начале ускорения темпа. Если начинать играть какой-либо фрагмент тремоло быстро, когда вы к этому полностью не готовы, в руке мгновенно возникнет напряжение и начнет сковывать ее движения, и тогда очень легко сбиться с требуемого темпа.

Исполнение тремоло

Отрабатывайте движения четырех пальцев очень медленно и старайтесь продолжать играть тремоло как можно дольше без ускорения темпа. Стремясь увеличить скорость исполнения раньше времени, вы можете только испортить всю проделанную вами работу. После определенного периода регулярных занятий (которые желательно проводить каждый день) ваши действия постепенно будут становиться все более привычными и естественными. На этой стадии уже можно чуть ускорить темп, но ни в коем случае не в ущерб плавности и слаженности движений пальцев.

Если постоянно совершенствовать технику именно таким способом, в скором времени вы достигнете относительно высокого темпа, однако на слух мелодия будет по-прежнему восприниматься, как четыре отдельных звука. И только теперь вы можете ставить перед собой задачу отработки плавности в исполнении тремоло.

При качественном тремоло у слушателя создается впечатление, что правая кисть самостоятельно выполняет все требуемые действия — без участия мозга, подсказывающего, в какой последовательности должны производиться движения четырех пальцев.

В эти мгновения ваше сознание осуществляет контроль на более высоком уровне, целиком координируя действия кисти и не обращая внимания на движения каждого пальца, которые уже «запрограммированы» в ходе продолжительных медленных тренировок. Скорость исполнения настоящего тремоло настолько высока, что состоящий из четырех нот элемент цикла становится неслышимым и сознание воспринимает его как одну непрерывно звучащую ноту.

Упражнение на тремоло

Это упражнение предназначено для отработки тремоло одновременно с игрой левой рукой. В седьмом и восьмом тактах тремоло играется на внутренних струнах, что сначала может показаться довольно сложной задачей, поскольку пальцы лишены пространства для маневра. На четвертом счете третьего такта верхнюю часть баррэ (кончик пальца левой руки) нужно отпустить, чтобы па следующий счет можно было сыграть открытую А (ля).

В конце девятого такта четвертый палец используется как направляющий для того, чтобы перейти на C# (до-диез) в десятом такте. Все полубаррэ в трех последних строках должны захватывать четвертую струну и удерживать ноты на этой струне.

примеры, упражнения на тремоло

  упражнения и уроки тремоло на акустической гитаре

Еще одно упражнение на тремоло

Этюд № 9 из «60 мелодических и прогрессивных этюдов» Маттео Каркасси (1792-1853).

Хотя в строгом смысле эта пьеса и не является тремоло, главный рисунок в правой руке в ней тот же, что используется в тремоло, и это произведение поможет вам развивать умение пользоваться техникой тремоло в пьесах с иными музыкальными рисунками.

При игре этого этюда важно, чтобы две мелодии, создаваемые басовыми и верхними нотами в арпеджио, были отчетливо слышны. В первую очередь следите за тем, чтобы басовые ноты всегда соответствовали своей указанной длительности и соединялись друг с другом, образуя непрерывную мелодию.

То же самое касается и верхнего голоса. Например, во втором такте F (фа), верхняя нота первого аккорда, должна удерживаться вплоть до Е (ми), третьей шестнадцатой ноты второго счета.

Этот эффект также ясно должен быть слышен в первом такте шестой строки, где верхняя G (соль) соединяется с F# (фа-диез), затем с F (фа) и наконец с открытой E (ми) второго такта. Слово «росо» во втором такте четвертой строки означает «немного» — в данном случае «немного ‘rit’».

Тремоло на акустической гитаре. Уроки и упражнения

  уроки тремоло на акустической гитаре

Вот такой получился урок, посвященный исполнению тремоло на классической гитаре. Если остались вопросы, спрашивайте в комментариях. Так же предлагаю подписаться на рассылку уроков от Гитаршколы в верхнем правом углу сайта.

  1. Жорик:

    Отлично! Довольно доступно всё расписано и примеры удачные.

      • Василий:

        Я давно добавил Ваш сайт в избранное и читаю его практически каждый день.

  2. Александр:

    Я уже изучал Этюд № 9. Он и вправда очень хорошо подходит для улучшения техники тремоло.

    • Василий:

      Тогда непременно сейчас начну тренировать свое тремоло именно на этом примере.

      • Александр:

        Только, как и писалось в статье, нужно очень медленно тренеровать свои пальцы, чтобы тремоло получилось на ура)

  3. Lord:

    Подскажите, а как пишется в нотах тремоло?

    • Тремоло в примерах из этого урока обозначается просто шестнадцатыми нотами. Но Вы часто можете встретить в нотах обозначение тремоло как на картинке:

      тремоло в нотах

  4. Неизвестный:

    А как играть тремоло на всех 6 струнах одновременно , у меня в одном произведение это есть?

  5. Иван:

    Сколько бпм на метрономе можно выставить для начала?

Добавить комментарий