Солировать в рамках пентатоники или блюзовой гаммы на фоне 12-тактовой прогрессии несложно. Но как же здорово звучат соло, проникающие в самую суть аккордовых смен! Сегодня мы разберем несколько простых техник, которые позволят вам создавать соло, ведущее слушателя по прогрессии. Какова цель? Быть в состоянии сыграть связное соло, подчеркивающее изменения, без участия другого инструмента, играющего гармоническую основу.

И для этого совсем необязательно быть кем-то вроде Джо Пасса (Joe Pass). Эти техники помогут вам сделать вашу игру более уверенной. Начнем с двух нот – вы заметите, как можно обыграть аккорд без усложнений.

В Примере 1 задействованы всего две ноты — 3 и 7 ступени каждого аккорда. Для всех соло мы будем пользоваться любимой всеми гитаристами 12-тактовой блюзовой прогрессией в тональности G. Первый этап заключается в определении целевых нот каждого аккорда. Все это – доминантсептаккорды, построенные по схеме 1–3–5–b7, поэтому нам нужно понизить 7 ступень на полтона:

  • G7 – B и F
  • C7 – E и Bb
  • D7 – F# и C

Ноты связаны со следующим аккордом интервалом в целый тон или в полтона. Играя на фоне одного аккорда, можете пользоваться и более большими интервалами, а при переходах к другим аккордам делайте мелкие шажки.

Простое блюзовое соло на фоне блюзовой гаммы


Для следующего соло добавим тонику (Пример 2). Можно проследить, как мы расширяем предыдущий пример, добавляя больше разнообразия. Имейте в виду, что шестнадцатые ноты следует играть в ритме свинга. Это придает еще больше колорита. В рамках смены аккордов я играю крупные интервалы, что создает эффект вопроса-ответа.

Свинговое соло на электрогитаре в стиле блюз


Думаю, вы уже догадались, что вас ждет. Разумеется, добавление 5 ступени каждого аккорда. Теперь в нашем распоряжении находятся полные четырехнотные арпеджио:

  • G7: G–B–D–F
  • C7: C–E–G–Bb
  • D7: D–F#–A–C

Но не советую вам рассматривать эти арпеджио как линейные фразы. Эти ноты определяют звучание каждого аккорда, но их необязательно играть именно в таком порядке. Важно придумать интересные риффы или фразы и связать их между собой на фоне смены аккордов (Пример 3). Небольшое пояснение: в тактах 4 и 8 нота F# является проходящей во фразе на фоне аккорда G7.

Скачать ноты и табы соло блюзовых на гитаре


В Примере 4 расширяем рамки, добавляя 6 (или 13) ступень. Раз мы имеем дело с доминантсептаккордами, содержащими b7, я предпочитаю вариант с 13 ступенью. Но это всего лишь теория.

[Примечание: При построении аккордов, содержащих не только 1, 3, 5 и 7 ступени стандартного “септаккорда”, нота, о которой идет речь, может находиться в той же октаве, что и тоника, или же в более высокой октаве. Второй вариант называется «расширенным аккордом», потому что выходит за рамки одной октавы. Это могут быть мажорные, минорные или доминантные аккорды 9, 11 и 13, в зависимости от того, какие именно ступени они включают. Запомните вот что: Если вам встречается номер ступени больше, чем 7, просто вычтите из него 7, и вы получите номер ступени в той октаве, где находится тоника. Это и будет нота, с которой вы имеете дело. В данном случае 13 – 7 = 6. Поэтому в аккордовой схеме ниже эта нота является 6 ступенью, хотя играть ее можно и на октаву выше тоники – как 13 ступень.]

Вот что получилось:

  • G7: G–B–D–E–F
  • C7: C–E–G–A–Bb
  • D7: D–F#–A–B–C

Здесь мы нарушим правило использования крупных интервалов в рамках одного аккорда и более мелких при переходе от одного аккорда к другому. Рифф является определенной последовательностью, и я накладываю практически идентичные фразы на все смены аккордов. Вы заметите, что вы двигаетесь по грифу, играя почти одинаковые аппликатуры на каждую аккордовую смену. В гармонии последовательное движение имеет преимущество над стандартными правилами солирования.

Как написать блюзовое соло на гитаре


А сейчас добавим к каждому аккорду 9 ступень. [Не забывайте формулу вычитания 7: 9 – 7 = 2. Так, в аккордовых схемах ниже нота, о которой идет речь, представлена как 2 ступень, хотя играть ее вы будете, скорей всего, на октаву выше – как 9 ступень. Тот же тон, но в другой октаве.] Эту ноту часто добавляют не только к доминантным, но и к мажорным и минорным аккордам. Вот что мы имеем:

  • G7: G–A–B–D–E–F
  • C7: C–D–E–G–A–Bb
  • D7: D–E–F#–A–B–C

Пример 5 – комбинация стандартного подхода к солированию и использования последовательностей. В такте 2 вы услышите то, что я играл в Примере 1. В переходе к такту 1 я сыграл ноту A#, расположенную на полтона ниже аккордового тона В. Это типично для блюза и многих других музыкальных стилей. Просто представьте себе, что это слайд к первой ноте. Здесь не требуется какого-либо анализа, ведь это всего лишь быстрая проходящая нота. Последние три такта – хороший пример использования крупных интервалов в рамках аккорда и мелких на переходах.

Соло со слайдами в стиле блюз на гитаре


Заключительный шаг – добавление 11 или 4 ступени. [И вновь пользуемся методом вычитания 7: 11 – 7 = 4.] От основных тонов 3 и b7 мы пришли к полному миксолидийскому ладу для каждого аккорда.

  • G7: G–A–B–C–D–E–F
  • C7: C–D–E–F–G–A–Bb
  • D7: D–E–F#–G–A–B–C

Подобный пошаговый подход интересен тем, что вы слышите, как каждый тон гаммы сочетается с доминантсептаккордом. Вы начинаете понимать, как именно они работают. Это очень важно для осознанной игры. В Примере 6 я беру одну последовательность и применяю ее для всех аккордовых переходов. Ритм в данном случае довольно сложен, поэтому сначала постарайтесь запомнить звучание примера и пропойте его. Если вы сможете это пропеть, сможете и сыграть.

Сложные блюзовые соло и мелодии для гитары

В завершение урока, пара фраз о ритмах, которые я использовал в сегодняшних примерах. Хорошее чувство ритма и глубина ритмических идей – такая же основа успешного солирования, как и знания гармонии. Ритм и гармония неотделимы друг от друга. Поэтому не забывайте уделять внимание и тому, и другому! 

  1. Макс:

    Написано максимально непонятно.

Добавить комментарий