Африканская музыка — это целый мир, и эта небольшая статья — всего лишь верхушка айсберга. Африканский континент насчитывает 55 стран, каждая из которых по-своему уникальна. Эта уникальность касается также и музыки. И охватить все ее богатство в рамках одного урока невозможно. Те, кто мало знаком с особенностями африканской музыки, чаще всего просто скидывают различные звучания и грувы в одну кучу — по аналогии с тем, как люди, далекие от рока, мешают все его разновидности в одно. К року можно отнести как Элвиса Пресли (Elvis Presley), так и группу Metallica, но ведь на самом деле у них очень мало общего.

Многие композиции в «африканском» (для удобства обозначения я позволю себе дать этой музыке общее название) стиле включают в себя несколько кратких взаимосвязанных частей, которые наподобие паззла складываются в единую картину. Для нашего сегодняшнего урока я сочинил два примера. Мы разберем их в деталях, проанализируем каждый элемент и соединим все это в общем контексте грува, который кардинально отличается от всего того, что подразумевается под западным гитарным стилем, будь то классическая гитара или фингерстайл. Кстати, играть мы будем пальцами.

Несмотря на то, что африканские гитаристы нередко предпочитают такие привычные нам стратокастеры, их звучание не имеет ничего общего с тем, что знакомо нам. Чтобы приблизиться к оригиналу, попробуйте выбрать чистый звук и прибавить к нему немного хоруса и дилея. А теперь за дело!

Первые три упражнения касаются как ритма, так и соло-партии для гитары в стиле сукус (soukous). Сукус зародился на территории Конго. Это своеобразный гибрид, объединивший в себе кубинскую румбу и зук (zouk) и давший начало конголезскому танцевальному стилю. В Кении, Зимбабве и других восточноафриканских странах сукус получил дальнейшее развитие и впитал в себя особенности местных музыкальных направлений.

Бой на гитаре в африканском стиле

Посмотрите на аккордовую прогрессию упражнения 1. Это обычная прогрессия вида I-IV-V-IV в тональности D. Казалось бы, ничего сложного. Но не спешите. Ритмические синкопы, характерные для сукуса, станут настоящим открытием и заставят попотеть любого гитариста.

Бой на гитаре в африканском стиле

Африканские синкопированные арпеджио

В упражнении 2 представлен вариант синкопированных арпеджио. Эта мелодия большей частью соответствует гармонии D-G-A-G. Играйте ее свипом, по максимуму расслабляя руки, и придерживайтесь аккордовой линии.

Синкопированное арпеджио в африканском стиле

Арпеджио с синкопами на гитаре

Упражнение 3 — еще один вариант арпеджио из одиночных нот. Обратите внимание на необычную триольную фигуру, приходящуюся на третью долю первого такта. Ее необязательно играть в точности так, как написано в нотах. Некоторые считают, что записывать африканскую музыку — по крайней мере, используя западную систему записи — бесполезно. Ведь она содержит так много нюансов, выходящих за рамки привычной нам системы. Это, конечно, понятно. И тем не менее я считаю, что лучше так, чем совсем никак. Но я согласен с тем, что в первую очередь нужно слушать. Поэтому используйте ноты и табулатуру только в качестве дополнительной помощи и уделите больше внимания именно аудиотрекам.

Африканское арпеджио с триолями

А теперь посмотрим, что из себя представляет полиритмический стиль маринга (maringa), также известный как «музыка пальмового вина». В упражнении 4 вы найдете серию арпеджио в сочетании с пробежками на основе гамм.

Африканские мелодии на гитаре

Африканские мелодии и басовые линии на гитаре

Я умышленно не стал указывать аккорды в упражнении 5 — басовой линии, аранжированной для гитары — и в упражнении 6, потому что в этих случаях гармония имеет двойственный характер. Это очень частое явление в африканской музыке. Одна гитара играет арпеджио аккорда Dm, бас подчеркивает аккорд F, а другая гитара принимается за пассаж в А миноре.

Табы и ноты к упражнениям 5-8 доступны по ссылке: 

 

Скачать урок

 

Но не стоит слишком зацикливаться на особенностях гармонии. Просто знайте, что это упражнение написано в тональности А минор, и этого вполне достаточно для начала. Лучше сконцентрируйтесь на правильном исполнении ритмов.

Упражнение 7 представляет собой весь грув — мы объединяем все детали, которые разбирали только что, в единое целое.

И в заключение — еще одна партия соло-гитары. Упражнение 8 очень похоже на блюз региона пустыни Сахара, ставший популярным благодаря Али Фарке Туре (Ali Farka Touré). (Играть с каподастром на третьем ладу.) Этот необычный рисунок требует спокойного, расслабленного ритма, мгновенно переносящего слушателя в африканские деревни.

Африканская музыка имеет много, очень много воплощений. Это и творчество легендарных нигерийских музыкантов Фелы Кути (Fela Kuti) и Виктора Уваифо (Victor Uwaifo), и менее известных Самбы Мапангала (Samba Mapangala) из Конго и С.Е. Роджи (S. E. Rogie) из Сьерра-Леоне. Пусть наш сегодняшний урок станет для вас отправной точкой в исследовании этого богатейшего источника новых идей и вдохновения!

Если Вам понравился урок, обязательно подпишитесь на бесплатную рассылку от Гитаршколы.

    • Здравствуйте. Спасибо за замечание, починил форму оплаты. Оплатить урок можно через VISA/MasterCard или Яндекс.Кошелек. Форму оплаты Вы найдете в уроке.

  1. Владимир:

    я купил курс, если ли в гитар про?

    • К этому уроку Вы можете купить архив, в котором найдете ноты и табулатуры в PDF формате и все аудио-треки. Файлов guitar pro к этому уроку нет.

Добавить комментарий