Уроки джаза от Джона ХьюзенстаммЭту статью и видео к ней гитарист и преподаватель музыки Джон Хьюзенстамм (John Heussenstamm) посвятил джазовой гитаре. Хьюзенстамм — автор и соавтор большого количества популярных книг и видеокурсов, вышедших в рамках крупных музыкальных издательств. Его ролики на YouTube набирают более 10 миллионов просмотров. Джон также дает уроки в режиме онлайн через сайт Lessonface.

Как вы думаете, сколько на свете пианино? Миллионы, так ведь?

И у любого из них гамма С мажор (или А минор) — это белые клавиши.

Видимо, она играет очень важную роль, иначе такой инструмент не существовал бы. Джазовому гитаристу нельзя забывать об этом. Обязательно нужно хорошенько разобраться с диатонической гаммой С мажор во всех возможных позициях и понять наконец, насколько она важна.

Я уже давно преподаю игру на гитаре и часто сталкиваюсь с тем, что начинающие гитаристы не уделяют этому моменту должного внимания, потому что считают, что это скучно и совсем не похоже на тот экстремальный джаз, который они так хотят играть.

Но ведь практически вся музыка этого мира основана на этой гамме! Все, что мы узнаем, изучая ее, применимо также и к нестандартному, альтернативному звучанию. Вам будет гораздо легче разобраться с более сложными гаммами, если вы поймете, как работают основополагающие гармонии.

В трех примерах на рисунке ниже я привел разные аппликатуры, позиции и варианты мелодии для гаммы С мажор. Знать и уметь играть гаммы в нескольких позициях очень полезно. Почему? Да потому что все мы — люди и, к сожалению, время от времени нам приходится сталкиваться с некоторыми физическими ограничениями.

Есть мелодии, которые — для удобства исполнения — требуют определенной позиции. Я — преподаватель, и моя задача не в том, чтобы показать вам, что играть, а в том, чтобы показать вам, как играть то, что Вы могли бы сыграть, если бы хорошо знали разные позиции одной и той же гаммы. Сначала досконально изучите расположение нот и лишь потом принимайтесь за сочинение фраз и мелодий! А знаете лучший способ выучить ноты на грифе? Это наклейки на лады грифа с названиями нот. Купить можно в магазине guitarsticker.

урок от Джона Хьюзенстамма

Джазовые гитаристы часто играют октавами. Послушайте, например, как это делает Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) или Джордж Бенсон (George Benson). Игра октавами — неотъемлемый атрибут их стиля и звучания.

К упражнению, приведенному ниже, я часто прибегаю, чтобы помочь своим ученикам научиться этой технике.

Расстояние между нотами с интервалом в октаву на пятой и шестой струнах составляет два лада. Расстояние между нотами с интервалом в октаву на третьей и четвертой струнах составляет три лада. В упражнении представлена восходящая последовательность нотных пар (октав) с интервалом в кварту. Например: A B C D = 1 2 3 4. Интервал от первой ноты (А) до четвертой ноты (D) — это и есть кварта.

Чтобы играть октавы на гитаре чисто, нужно глушить незадействованные струны пальцами. Для этого, когда вы зажимаете какую-либо ноту на грифе, одновременно слегка прикасайтесь тем же пальцем к следующей струне. Октавы часто играются большим и другими пальцами правой руки. Лучше, если преподаватель покажет наглядно, как это делается.

урок от Джона Хьюзенстамма

Играя октавами, вы дополнительно подчеркиваете звучание каждой ноты мелодии. Посмотрите на следующий пример. Это простая блюзовая мелодия басовыми нотами. Я добавил к каждой ноте октаву. Так можно поступить с любой мелодией, проблема лишь в скоростных джазовых фразах — играть их октавами практически невозможно. Ну, разве что кому-нибудь, вроде Скотти Андерсона (Scotty Anderson), может, и удастся.

игра октавами

Играя на трубе или саксофоне, мы можем извлекать только одну ноту за раз. А гитара позволяет нам играть интервалами и аккордами, состоящими из нескольких нот, звучащих одновременно. Я — большой поклонник джазовых аккордов на гитаре. Особенно мне нравится играть их пальцами правой руки. Именно пальцами, а не медиатором. Так мое звучание максимально приближается к звучанию клавишного инструмента или даже арфы. Наверное, поэтому Джордж Ван Эпс (George Van Eps) часто называл свою гитару lap piano («коленное пианино»).

* Обратите внимание: следующее упражнение нужно играть большим, указательным, средним и безымянным пальцами правой руки.

джазовое упражнение

Все, что нужно для такой игры, можно найти в блюзе и джазе. Я всегда говорю так: сначала разберитесь в музыкальной теории и основах гармонии с перспективы клавишного инструмента, ведь этот универсальный подход применим абсолютно ко всем инструментам. И только потом начинайте фантазировать, экспериментировать и искать новые решения. Чтобы нарушать закон, нужно его знать!

Нисходящий аккордовый каскад — это что-то потрясающее!

Нисходящий аккордовый каскад

Большинство аккордов в примере выше построены только на нотах тональности С мажор. Но пару раз нам все же придется столкнуться с бемолем или диезом. В этих случаях можно сказать, что мы вышли за рамки тональности, либо это просто дополнительные ноты. Плавные переходы и смена тональностей — характерная черта джаза. Каждый музыкант, играющий джаз, просто обязан научиться реализовывать свои музыкальные идеи плавно, изящно и элегантно.

Последний пример нашего сегодняшнего урока касается аккордово-мелодической игры, то есть одновременной игры аккордов и мелодии. Вы можете аккомпанировать своим соло самостоятельно! Если вы научитесь это делать, вам больше не понадобятся другие музыканты — вы сможете все делать сами. Триумф для любого гитариста!

Пример гармонизованной мелодии.

Пример гармонизованной мелодии

На этом сегодня закончим, подписывайтесь на Гитаршколу, чтобы получать ежедневные уроки гитары. Только занимаясь каждый день, Вы научитесь играть на гитаре.

Добавить комментарий