Один из самых неприятных аспектов игры на гитаре — это момент, когда ощущаешь, что застрял на одном месте, постоянно играя в рамках той или иной позиции. Некоторые считают, что от этого никуда не деться и нужно просто смириться. На самом деле вполне логично, что при освоении гитары позиционной игры не избежать — если, конечно, вы не являетесь счастливым обладателем огромных рук, которые способны покрыть 24 лада, не смещаясь. Неважно, разбиваете ли вы гриф на пять позиций (CAGED), семь позиций (три ноты на струну) или как-то по-другому, очень важно научиться соединять их между собой. Только так можно обрести определенную свободу в игре, не ограничиваясь рамками позиций.

В качестве примера возьмем А-миксолидийский лад (A-B-C#-D-E-F#-G) на три октавы (Пример 1). Начнем в районе пятого лада и поднимемся по верхней струне до высокой А.

Гаммы для гитары


Но играть восемь нот на одной струне не так удобно, поэтому вот вариант той же самой гаммы, начинающейся в более высокой позиции (Пример 2). И что в итоге? Легче доставать до высоких нот, но при этом теряется самая низкая октава гаммы.

Гамма в разных позициях


Я считаю, вполне логично иметь в своем арсенале несколько возможных путей соединения этих позиций. Когда я играю блюз и джаз, я пользуюсь системой CAGED, поэтому в моем распоряжении находятся пять позиций, но этого недостаточно, чтобы получать интересные фразы. Поэтому я соединяю их разными способами. В Примере 3 представлена серия диатонических терций, сдвигающихся вверх по грифу. Это отличный способ мелодического движения от пятого лада к двенадцатому и весьма эффективная основа для создания мелодий.

диатонические терции


Прежде чем мы перейдем к восьми фразам, которые я подготовил для вас, обратите внимание на партию ритм-гитары (Пример 4). Она предполагает простые трезвучия на трех средних струнах из тональности D на фоне басовой ноты А, что создает интересное звучание миксолидийского лада.

Блюзовый ритм для электрогитары


Пример 5 начинается на двенадцатом ладу и включает в себя ноты А-миксолидийского лада с добавленной b3 (C) в качестве проходящей ноты между B и C#. На третьей и четвертой долях мы видим терции на третьей и второй струнах. На этот раз они нисходящие и играются по схеме «одна нота за один удар». Во второй половине фразы завершается переход к пятой позиции через ноту C# в аккорде. В итоге мы попадаем на b7 (G).

Фразы для гитары со сменой позиции


В следующей фразе мы действуем по противоположной схеме (Пример 6): Начинаем в пятой позиции и заканчиваем на семнадцатом ладу первой струны. Первые две доли предполагают классическую блюз-фьюжн-фразировку и включают движение от b3 к 3. На третьей и четвертой долях мы поднимаемся вверх по грифу на третьей и второй струнах, а затем переходим к 3 (C#) на первой струне через ноту С. Вторая половина фразы немного напоминает стиль блюграсс. Советую зажимать ноту А на десятом ладу вторым пальцем, а ноту на двенадцатом ладу — первым.

Фьюжн фразировка на электрогитаре


Пример 7 начинается в открытой позиции, что вновь позволяет пользоваться преимуществом блюзового движения от b3 к 3, и завершается слайдом на третьей струне. Для разнообразия я выбрал для этой фразы не терции, а сексты.

Соединить позиции на гитаре


В Примере 8 начинаем с движения к 3 (C#) на первой струне, а затем идем вниз. Далее мы смещаемся вверх к девятому ладу и начинаем восхождение по пентатонической гамме А мажор (A-B-C#-E-F#), после чего переходим к двенадцатой позиции через слайд на второй струне и играем миксолидийскую гамму с добавленной b3.

Игра пентатонической гаммы в различных позициях


В таких ситуациях миксолидийская гамма очень помогает. В Примере 9 мы находимся в пятой позиции и с помощью терций спускаемся к открытой позиции, завершая фразу 7 (G#) и b5 (Eb), добавленной просто так.

Блюз в различных позициях


Также для соединения позиций очень полезны арпеджио Пример 10. Сыграв несколько кусочков гаммы, мы переходим к арпеджио C#m7b5 (C#-E-G-B). Затем спускаемся по минорной пентатонической гамме и делаем слайд к арпеджио Em7.

ФРазы с арпеджио и слайдами


Блюзовая гамма А (A-C-D-Eb-E-G) играет ключевую роль в Примере 11. Начинаем в третьей позиции, смещаемся к пятой позиции и переходим к гамме миксолидийского лада. В заключение играем несколько секст на третьей и пятой струнах.

Блюзовая гамма на гитаре


Последняя на сегодня фраза (Пример 12) начинается с блюзовой гаммы А на пятом ладу, за которой следуют терции на второй и третьей струнах. Фраза завершается классической идеей хроматического движения от 3 к 5, а затем мы вновь подходим к 3 с ноты на полтона ниже.

Блюзовая фраза на гитаре с хроматическими нотами

Сначала попробуйте все то, о чем мы говорили, а затем начинайте экспериментировать. Чем скорее вы начнете разрабатывать собственные идеи, тем быстрее выработаете собственный стиль.

Добавить комментарий