Наконец-то я нашел время, чтобы написать статью о стиле игры одного из моих любимых гитаристов — Скотта Хендерсона (Scott Henderson)! Влияние Хендерсона на развитие джаза и рок-музыки нельзя переоценить. Он играл с очень многими известными представителями джазовой сцены и стиля фьюжн, среди которых Джо Завинул (Joe Zawinul), Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty) и Чик Кориа (Chick Corea) — Хендерсон принял участие в записи первого альбома группы Кории Elektric Band. Также он, вместе с басистом Гэри Уиллисом (Gary Willis), основал группу Tribal Tech, хорошо известную в кругах почитателей фьюжн. Вот видео с выступления Хендерсона вместе с Chick Corea Elektric Band.

Что касается творчества Tribal Tech, здесь можно выделить два периода. Ранние записи представляли собой сложные композиции с замысловатыми аранжировками. В то время Хендерсон активно экспериментировал с новыми технологиями и использовал миди-звукосниматель, чтобы придать своему звучанию особый тембр.

Когда сформировался постоянный состав группы (к Хендерсону и Уиллису присоединились барабанщик Кирк Ковингтон (Kirk Covington) и клавишник Скотт Кинси (Scott Kinsey)), их музыка приобрела несколько более риффовый характер и они превратились в своеобразный джем-бэнд. Лично мне больше нравятся их ранние записи, особенно альбомы Dr. Hee и Nomad (послушайте, например, “Tunnel Vision” с альбома Nomad). Также могу посоветовать альбомы Thick и Rocket Science.

Скотт Хендерсон с бирюзовой гитарой

В 1994 году Хендерсон решил приостановить свою деятельность в рамках Tribal Tech и выпустил первый сольный альбом. В результате получилось нечто абсолютно новое — по крайней мере, на мой взгляд. Dog Party — это блюзовый альбом во всех смыслах этого слова. Влияние Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) на игру Хендерсона видно невооруженным взглядом (точнее, слышно невооруженным ухом) — посмотрите видео Hole Diggin´ и убедитесь сами.

Хендерсон выпустил еще два сольных альбома — Tore Down House и Well to the Bone. Он продолжил тему блюза, добавив немного джаза и тремоло в духе Джеффа Бека (Jeff Beck). Эпоха миди-звукоснимателя прошла. На этих альбомах мы можем насладиться звучанием комбинации Стратокастер/Marshall/Tube Screamer. Чтобы почувствовать всю прелесть блюза в исполнении Хендерсона, послушайте композицию “Dolemite” с альбома Tore Down House.

Упражнение 1 представляет собой чистой воды блюзовую фразу, основанную на нотах пентатоники А минор (A-C-D-E-G) с секстой (F#) на начальных дабл-стопах, придающей особый эффект. Подобные вещи очень характерны для стиля игры СРВ и Альберта Кинга (Albert King). Но Хендерсон не просто копирует, а развивает и усложняет эти идеи.

Уроки блюза от Скота Хендерсона

Упражнение 2 тоже можно назвать традиционным блюзом, но здесь придется поработать над довольно быстрым и непростым пассажем. Сексты, с которых начинается фраза, очень характерны для стиля Хендерсона. Обратите внимание на то, как органично они сочетаются с «фирменной» фразой СРВ в конце третьего такта.

Урок от Скотта Хендерсона

Упражнение 3 еще более интересно. Ноты создают впечатление аккорда E7alt, но на самом деле в данном случае они звучат на фоне А7, чтобы передать звучание прогрессии V-I. Конечно, можно проанализировать все ноты и разобраться, какую гамму играет Хендерсон, но я не думаю, что это так важно в данном случае. Согласно теории, это, по всей видимости, супер локрийский лад с добавлением хроматизмов, но на самом деле все проще — всего лишь напряжение и его снятие.

Упражнения для электрогитары в стиле блюз

Ноты блюзовых риффов

Хендерсон — большой поклонник уменьшенных интервалов. Упражнение 4 — хороший пример тому, как он использует их на фоне аккорда А7. Прыжки в три лада на первой и третьей струнах нельзя назвать полностью диатоническими. Это простой способ добавить несколько нот «со стороны» без необходимости усложнения аппликатуры уменьшенной гаммы. Главное здесь — эксперименты. Пробуйте новые идеи и не забывайте об их плавном разрешении.

Ноты и табулатуры к упражнениям 4-6 Вы можете скачать с помощью кнопки ниже:

наклейки для гитары

В глубины блюза: Скотт Хендерсон

100 руб.

Добавить комментарий

Продолжаем тему хроматизмов в игре Хендерсона. Упражнение 5 включает в себя как хроматизмы, так и игру через струну. Подобная фраза отлично звучит на фоне аккорда Е7 и даже в тональности Е минор. В арсенале Хендерсона огромное количество таких жемчужин — просто слушайте и мотайте на ус.

Заключительное упражнение нашего сегодняшнего урока (упражнение 6) покажет вам, чем Хендерсон занимается сейчас. Оно навеяно его последним альбомом Vibe Station. Это альбом в стиле фьюжн, но блюзовые мотивы четко прослеживаются в гитарных соло. Цель риффа упражнения 6 — создание нужного настроя и атмосферы.

Скотт Хендерсон — один из самых интересных гитаристов, а его творчество действительно захватывает. Полностью разобрать стиль его игры просто невозможно, поэтому надеюсь, что, прочитав эту статью, вы послушаете пару-тройку его композиций и пополните свою копилку гениальных идей.

  1. Олег:

    Потрясающе! Хочется слушать

Добавить комментарий