Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. С Майком Стерном Вы наверняка могли познакомиться в одном из прошлых уроков, под названием «Блюз-роковый Бибоп«. В сегодняшнем уроке мы с Вами разберем некоторые практические упражнения, которые предлагает Майк Стерн.

Уроки на гитаре от Майка СтернаКогда слышишь игру Майка Стерна, мгновенно попадаешь под очарование его элегантных линий. Обладая талантом блюзмена, и владея роковой стилистикой, он строит свои фразы так, что в них сразу читается аккордовая последовательность. А это говорит о том, что Майк, в первую очередь —джазовый музыкант.

В «вертикальной» концепции импровизации аккорд представляется как вертикальный ряд интервалов. Однако, если слишком увлекаться состоящими из интервалов вертикалями, то можно потерять мелодическую нить. «Приходится балансировать между этими двумя крайностями, — говорит Стерн. — Я всегда держу в голове гармонию пьесы, но при этом стараюсь обыграть ее как можно более интересно. Однако надо сказать, что просто обыграть аккорды одними аккордовыми звуками может далеко не каждый».

Чтобы проиллюстрировать свою мысль, Стерн обыгрывает при помощи арпеджио гармонию «Autumn Leaves», которая движется по квинтам (см. Ех. 1). «Освоив этот пример, а это займет некоторое время, попробуйте сделать все наоборот, — советует Стерн, — то есть начинать с септимы аккорда и двигаться вниз (Ех.2). Затем придумайте что-нибудь свое, но используйте только аккордовые звуки».

уроки игры на гитаре от Майка Стерна

 

Затем Майк показал, как он обыгрывает последовательность II-V-I в тональности Вb. Ех.З он сыграл быстро, не задумываясь, извергая сплошной поток восьмых. Если взглянуть на ноты, то можно раскопать теоретическую базу, которая лежит в основе спонтанной импровизации Стерна.

Первые четыре ноты — это арпеджио Ebmaj7 с увеличенной квинтой. Однако на фоне аккорда С-минор они звучат как первое обращение аккорда Сm9 с большой септимой. Такое свободное обращение с аккордовыми вертикалями является характерной особенностью джазовой импровизации.

«Сначала это дается не просто, — признается Стерн. — Когда я начал таким образом обучение игре на гитаре, я ощущал определенный дискомфорт. Я был очень скован, но вскоре от этого не осталось и следа. Такая игра подразумевает открытость и общение».

уроки игры на гитаре от Майка Стерна

После тщательного анализа Ех. 3 становится ясно, что легкость и естественность игры Стерна базируется на сложной гармонической основе. Взгляните на 3-4 такты. «Здесь я использую альтерацию аккорда F, именно так я обычно и поступаю с аккордами V ступени».

Альтерацией в джазе называют понижение или повышение ступеней аккорда, что необходимо для создания гармонического напряжения. В этой двухтактовой фразе Стерн использует все четыре возможных варианта альтераций. Обратите внимание на то, как Стерн использует слайды. В его исполнении это не только прием, но и инструмент для смены позиций.

Игра Стерна — это не просто осовремененный джаз с интеллектуальными изысками, хотя изучение его транскрипций может натолкнуть вас и на такую мысль. Главное, когда вы услышите этого гитариста в деле, вас в первую очередь поразит его прекрасная музыка!

 

Добавить комментарий