Я просто обожаю гитарные партии из скоростных и синкопированных фраз, основанных на пауэр-аккордах. Но самые тяжелые риффы, которые я когда-либо слышал, все-таки построены из одиночных нот.

Легендарные метал-команды (например, Metallica и Megadeth, а также относительно молодые группы, как Children of Bodom, At the Gates или In Flames) сделали жесткие риффы из одиночных нот центральными элементами своих самых мощных композиций. Поэтому этот урок мы посвятим созданию интересных, тяжелых и сложных риффов из одиночных нот.

В современном метале здорово то, что идея единого тонального центра далеко не так важна, как агрессивное, лязгающее звучание. В результате риффы часто строятся из разных гамм и нот разных тональностей, что в свою очередь дает возможность экспериментировать с настроением риффов и впечатлением, которое они производят.

Примеры тяжелых риффов

На РИС. 1 изображена фраза в размере 12/8, что означает, что на одну долю приходятся три восьмых ноты — раз-три-оль, два-три-оль, три-три-оль, четыре-три-оль. Общим тональным центром в данном случае является Е5 с отклонением в сторону Е минора, даже несмотря на то, что в риффе встречается нота G# — большая терция для Е.

Сложный рифф для гитары, построенный на одиночных нотах

В тактах 1 и 2 я делаю широкие хаммер-оны. Эти элементы играют важную роль в нашем риффе. На первую долю такта 1 приходится хаммер-он указательным пальцем и мизинцем от седьмого лада четвертой струны к двенадцатому ладу. На второй доле я перехожу к педальному тону на открытой шестой струне. К нему я применяю прием палм-мьютинга (глушения ладонью). На третьей доле я сдвигаю хаммер-он указательным пальцем и мизинцем на пятую струну, а на первой доле такта 2 я еще раз сдвигаю его, но на этот раз на шестую струну.

На третьей доле такта 2 пятиладовая растяжка сокращается до четырех ладов, а на четвертой доле — до трех. Иногда, играя последние две скоростных фигуры, после хаммер-она я делаю дополнительный пулл-офф к открытой шестой струне и только после этого принимаюсь за приглушенный педальный тон Е. Что касается звукоизвлечения, на всех сильных долях я играю даунстроками. После каждой сильной доли я перехожу к переменному штриху (вниз-вверх).

На такты 3 и 4 приходится фраза из хроматических нот, которую нельзя отнести к какой-либо конкретной тональности. Сначала играем в пятой позиции, затем сдвигаемся к седьмой. Начинаем с даунстрока и играем переменным штрихом. Тренируйте этот рифф под метроном и стремитесь к четкости и чистоте. Постепенно увеличивайте темп.


 

На РИС. 2 вы видите рифф шестнадцатыми нотами в более медленном темпе. Он несколько более тягуч и играется в основном переменным штрихом. Я акцентирую шестнадцатые ноты, приходящиеся на слабые доли, например, последнюю шестнадцатую ноту второй доли в каждом такте. Поэтому схема переменного штриха нарушается, чтобы подчеркнуть синкопированный характер риффа. Играя рифф, постоянно держите в голове идею переменного штриха — «вниз-вверх-вниз-вверх» — и вы без проблем сможете добиться мощного звучания.

Сложные риффы с синкопами

В тактах 1 и 3 я играю фигуру, базирующуюся на ноте Е на пятой и шестой струнах. В такте 1 фраза завершается слайдом вниз от большой терции — ноты G#. В такте 3 я перехожу к ноте F — пониженной второй ступени. Чаще всего с большой терцией и малой секундой ассоциируется фригийский доминантный лад. Это пятый лад гармонического минора (он очень популярен благодаря Ингви Мальмстину (Yngwie Malmsteen)). Этот рифф играется в тональности Е, то есть фригийский доминантный лад включает в себя следующие ноты: E F G# A B C D. Интервальная структура этой гаммы такова: 1 b2 3 4 5 b6 b7.

На третьей и четвертой долях такта 2 я играю фигуру из одиночных нот переменным штрихом, а в такте 4 я противопоставляю пониженную пятую ступень Bb чистой квинте B, которая сначала извлекается на шестой струне, а затем на пятой.

Если вам понятна идея, попробуйте придумать собственные гармонически сложные риффы. Ваши возможности безграничны, и пользуясь подходами, которые я описал, вы быстро пополните свою копилку гитарных фраз и риффов.

Добавить комментарий