Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Блюз любят все! А без гитары в этом музыкальном стиле не обойтись. Блюз очень разнообразен, и блюзовые ходы могут украсить собой любую композицию. Многие гитаристы (в их числе Брэд Пейсли (Brad Paisley), Гатри Гован (Guthrie Govan), Джо Бонамасса (Joe Bonamassa)) черпают вдохновение из блюза и основываются на нем при создании собственных риффов в стиле кантри, рок и др.

У блюза есть направление, которое я называю «тягучим блюзом». Если вы находитесь в рамках тональности D и играете блюзовые фразы или фразы в минорной пентатонике, ориентируясь при этом на кантри-роковое звучание – это беспроигрышный вариант. Здесь практически невозможно ошибиться – просто чувствуйте грув и плывите по его волнам. Давайте же подробнее остановимся на этой самой «тягучести» блюза.

Начнем с акустического звучания, хотя все эти фразы можно с тем же успехом играть и на электрогитаре. На акустической гитаре предпочтительнее играть на нижних ладах, активно используя открытые струны, поэтому мы так и сделаем. Пример 1 – это фраза с открытыми струнами. Ноты на пятой струне следует играть медиатором, а на четвертой и третьей струнах – средним и безымянным пальцем соответственно. В данном случае гибридный подход дает возможность не менять позицию правой руки.

Во второй половине фразы мы смещаемся на четвертую, третью и вторую струны. Здесь добавляется нота Ab, являющаяся так называемой «блюзовой нотой» (пониженной пятой ступенью) для тональности D. Если задержаться на этой ноте надолго, она прозвучит ужасно. Но если использовать ее как мостик к пятой или четвертой ступеням, она придает истинный блюзовый колорит.

Табы и ноты тягучего блюза


Сдвигаемся вверх по грифу. Тональность остается прежней – D. В Примере 2 рейком подходим к ноте F и делаем небольшую подтяжку, прежде чем начать спуск по блюзовой гамме D (D–F–G–Ab–A–C). Затем переходим от ровных шестнадцатых к секстолям. Если вы научитесь быстро переключаться с шестнадцатых на секстоли, у вас не будет проблем с ритмикой в блюзовом контексте.

Тягучий блюз с секстолями


А теперь берем электрогитару и активируем бриджевой датчик. Бриджевой датчик дает агрессивное звучание, которое никогда не останется незамеченным.

В блюзе (да и вообще в игре на гитаре) важны не только те ноты, которые вы играете. Немалое значение имеют также ноты, которые вы глушите. Пример 3 начинается с приглушенного апстрока, что придает фразе определенный характер. Затем становится еще интереснее: играем рейк-даунстрок к двенадцатому ладу, делаем бенд на полтона и отпускаем его (подтягиваем шестую ступень до пониженной седьмой), после чего делаем пулл-офф к десятому ладу. Пулл-офф следует исполнять плавно и быстро.

Бенды – замечательная вещь! Чтобы больше узнать о них, посмотрите видео на YouTube под названием 45 способов подтянуть гитарную струну (45 Ways to Bend a Guitar String). Этот пример завершается блюзовым бендом на двух струнах, за которым следует унисонный бенд (это означает, что вы удерживаете одну ноту и подтягиваете другую до той же высоты). Это отличный способ понять, насколько точен ваш бенд, ведь вы можете ориентироваться на звучание другой струны. Такой ход иногда называется «слиянием», потому что речь идет о своеобразном «слиянии» звучания двух струн.

Тягучие блюзовые фразы с бендами


В Примере 4 мы наращиваем скорость за счет триолей. Здесь мы спускаемся по D-дорийскому ладу (D–E–F–G–A–B–C) с добавленной блюзовой нотой (Ab). Основная «фишка» этой фразы – необычная аппликатура правой руки. Сначала играем ноту на третьей струне медиатором, затем – ноту на первой струне средним пальцем, после чего делаем пулл-офф. Далее переходим к триольному ритму по схеме «вниз / вверх / пулл-офф», что дает нам возможность сохранять четкость звучания, спускаясь и поднимаясь по струнам, без необходимости играть каждую ноту правой рукой.

Медленные блюзовые фразы с триолями


Для следующего примера переключитесь на нэковый датчик. Этот датчик, в сравнении с агрессивностью бриджа, дает более гладкое, текучее звучание. Оно уже больше полувека является характерной чертой блюза, поэтому давайте же пользоваться его преимуществами!

Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) нередко играл подобные дабл-стопы. Их можно услышать, например, в “The Wind Cries Mary”, и с тех пор гитаристы активно пользуются этой идеей. Начнем Пример 5 с дабл-стопа первым пальцем и хаммер-она на нижнюю из двух струн третьим пальцем. То, что нужно! И в качестве бонуса – бенд на двух струнах.

Как я уже говорил, блюзовая нота (Ab) отлично подходит для перехода к ноте выше или ниже, и эта фраза подтверждает это. Сыграйте ноту D на десятом ладу первой струны и одновременно с ней – ноту Ab на тринадцатом ладу третьей струны. Затем, удерживая ноту D, сделайте слайд от тринадцатого лада к двенадцатому. На Ab следует задержаться лишь на долю секунды. У вас получится нота, которую по длительности нельзя отнести ни к восьмым, ни к шестнадцатым. Она как бы подводит к целевой ноте (G). Звучит очень блюзово!

Блюзовая фраза в стиле Джими Хендрикса


Пример 6 – это уже фьюжн. Здесь важную роль играют триоли. Начинаем с октавы А, затем переходим к минорной пентатонике D. И в завершение – нелинейная серия нот блюзовой гаммы. Здорово, не правда ли?

Тягучая фьюжн фраза для электрогитары


Ну а сейчас давайте посмотрим, чем нам поможет слайд. Воспользуемся примерами Дерека Тракса (Derek Trucks), Дуэйна Оллмэна (Duane Allman) и Сонни Лэндрета (Sonny Landreth) и вооружимся волшебной трубочкой из стекла или металла. Данный пример написан для стандартного строя. Открытые строи дают больше возможностей, но в практическом плане удобнее просто взять гитару, которая уже настроена, и начать играть слайдом.

Несколько советов: прижмите медиатор указательным пальцем к ладони и играйте большим, средним и безымянным пальцами. Прижимайте слайд к струнам с достаточной силой, чтобы ноты звучали чисто, но не так, чтобы струны касались ладов.

Сонни Лэндрет – один из величайших слайд-гитаристов в блюзе, и Пример 7 написан в его стиле. Вы играете ноту, смещаетесь на полтона ниже и делаете слайд обратно к первоначальной ноте. Получается уникальное звучание! Затем переходите к классическому варианту: дабл-стоп на двух соседних струнах и слайд на два лада вверх к целевому аккорду.

Блюзовые фразы для гитары


Слайд – отличная штука, ведь он не требует подчинения теоретическим правилам. Пример 8 начинается с нот C и G#. Затем спускаемся к A и F. Триоли играем большим и средним пальцами.

тягучие блюзовые фразы со слайдом

Замечательно! Если вы хорошо отработали все примеры, попробуйте поиграть под минус.

Похожие уроки:

  • Владимир:

    а есть в гитар про эти упражнения?

    Ответить
    • Нет, только табы и аудиоприложение.

      Ответить
Оставить комментарий