Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Изучение грифа гитары Все мы знаем, что уровень мастерства гитариста далеко не всегда (и даже весьма редко!) зависит от количества гамм, которые он может сыграть.

Думаю, любому из нас больше понравится слушать игру музыканта, использующего в своем творчестве всего пару гамм, но зато знающего их вдоль и поперек. Многие великие гитаристы не могли похвастаться энциклопедическими знаниями в области музыкальной теории, но это никоим образом не ограничивало их в развитии и не мешало им, как музыкантам.

Вполне вероятно, что Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) и понятия не имел, что такое лидийская доминантная гамма, но разве это как-то умаляет его достоинства в наших глазах? Думаю, ответ на этот вопрос понятен всем. Просто блюзовая и пентатоническая гаммы стали его второй натурой. Каждая нота произведений Хендрикса сыграна со вкусом и тщательно продумана. Все его творчество наполнено энергией и искренними эмоциями.

Тем не менее, сегодня я хочу поговорить с вами о том, как можно легко разобраться в множестве гамм. Это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Важно осознать, что все понятия и концепции музыкальной теории взаимосвязаны. Чем больше связей и закономерностей вы открываете для себя, тем лучше вы понимаете, что ничто в музыке не существует само по себе, отдельно от всего остального. И именно эти взаимосвязи и облегчают нам процесс изучения гамм.

Начнем с понятия «лад«. Не буду углубляться в дебри теории и скажу просто: лады, по сути, и есть гаммы. Их можно играть на фоне соответствующей аккордовой прогрессии, и они «направляют» нас, когда мы импровизируем. Но что же делает каждый лад уникальным? Ответ таков: его связь с тем, что иногда называют «материнской гаммой».

Лучший пример этому – мажорная гамма. Возможно, вам уже доводилось слышать что-то вроде «Мажорная гамма – основа всех гамм». Это совсем не значит, что мажорная гамма – самая лучшая. Но на ней действительно базируется вся ладовая структура, да и музыкальная теория в целом. Поэтому мажорная гамма так важна.

Наверное, многие из вас знают, что все музыкальные интервалы были образованы на основе четкой нумерации мажорной гаммы. Она состоит из семи нот, которые нумеруются очень просто: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Восьмая нота называется октавой. Это та же самая нота, что и тоника, но выше. Любая существующая гамма строится на базе мажорной.

Например, мелодическая минорная гамма практически идентична мажорной. Единственное отличие между ними – третья нота. Раз эта третья нота отклоняется от нашей «точки отсчета» (мажорной гаммы), мы не можем так просто обозначить ее цифрой 3. Поэтому мы называем ее пониженной третьей ступенью (или минорной терцией). Так мы даем понять, что эта нота на полтона ниже, чем третья ступень мажорной гаммы. Именно так и работает вся интервальная система. В конечном итоге, все сводится к мажорной гамме. Этот пример хорошо проиллюстрирован на рисунках ниже.

Мажорная гамма (тоника – нота С)

Мажорная гамма (тоника – нота С)

Мелодическая минорная гамма (тоника – нота С)

Мелодическая минорная гамма (тоника – нота С)

Вернемся к ладам. Теперь мы знаем, что мажорная гамма играет роль основы для образования ладов. Предположим, что мы играем мажорную гамму в тональности С. Она состоит из следующих семи нот: C, D, E, F, G, A, B. Нота С при этом является тоникой (или тональным центром). Последнее особенно важно для нас. А что, если мы возьмем и сделаем тональным центром другую ноту этого ряда, оставив набор нот неизменным? Именно в этом и заключается смысл теории лада.

Допустим, мы решили считать тоникой ноту А. Что произойдет в этом случае? Наши семь нот, которые теперь вращаются вокруг тонального центра А, превратятся в минорную гамму (ее еще называют эолийским ладом или натуральным минором). И, как бы странно это ни звучало, минорная гамма не будет считаться материнской гаммой в данном случае.

Сегодня принято считать, что мажорная, минорная и пентатоническая гаммы являются центральными понятиями в музыке. Но на самом деле натуральный минор и пентатоническая гамма играют второстепенную роль по отношению к мажорной гамме, потому что сами происходят от нее. Взгляните на это с такой точки зрения: натуральный минор всегда можно получить из мажорной гаммы путем смещения тонального центра на шестую ноту мажорной гаммы. Следовательно, мажорная гамма содержит в себе минорную.

А минорная пентатоническая гамма – это всего лишь укороченный вариант натуральной минорной гаммы (пять нот вместо семи). Аналогично, мажорная пентатоника – это, по сути, мажорная гамма минус две ноты. Все это значительно облегчает нам работу и систематизирует наши знания – ведь теперь ясно, что запоминать четыре разных вида гамм не придется.

Рисунки ниже демонстрируют, как работает описанная мной система.

Мажорная гамма (тоника – нота С)

Мажорная пентатоническая гамма (тоника – нота С; гамма содержит пять из семи нот мажорной гаммы)

Минорная гамма (тоника – нота А; гамма содержит те же ноты, что и гамма С мажор)

Мажорная пентатоническая гамма (тоника – нота А; гамма содержит пять из семи нот минорной гаммы)

мажорные и минорные гаммы.

Крис Брин (Chris Breen) – гитарист из Нью-Джерси, США. Он играет на гитаре уже целых 14 лет. В 2011 году вместе со своим братом Джоном (барабаны) он основал музыкальный проект, известный под названием SCARSIC.

Их демо-запись (она также называется SCARSIC и включает в себя четыре композиции) можно найти на iTunes, Spotify и Rhapsody. Поскольку к тому времени в этой команде было всего два человека, Крис взял на себя роль гитариста, басиста и вокалиста. Но недавно к ним присоединился басист Билл Лукас (Bill Loucas), и ребята активно пишут новый материал. Кроме того, Крис играет в чисто акустическом проекте Eyes Turn Stone. И, конечно, он преподает игру на гитаре (в том числе и по Skype).

Похожие уроки:

Оставить комментарий