Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Самый быстрый и надежный способ повысить свой уровень мастерства в игре блюза – это разобраться в некоторых особенностях гармоний, характерных для джаза. Конечно, если джаз вам неинтересен, не стоит углубляться в его потемки, но уделив хотя бы немного времени основным джазовым гармониям, вы начнете понимать и чувствовать блюз значительно лучше.

Любому гитаристу приходится много времени уделять гаммам и аккордовым прогрессиям. А теперь пора объединить эти важные моменты в одно целое.

Музыка (и особенно джаз) – это напряжение и его разрешение, но музыканты часто концентрируются только на напряжении. При этом немаловажно понимать, что напряжение нужно только для того, чтобы его разрешать.

Легче всего научиться этому, играя на фоне аккорда пятой ступени, разрешающегося в тонику. С этой целью можно брать любой доминантсептаккорд. Но не каждый аккорд пятой ступени разрешается. Например, если аккорд пятой ступени сдвигается к аккорду четвертой ступени, ощущения разрешения не появится. А вот если тонический аккорд (аккорд первой ступени) сдвигается к аккорду четвертой ступени, это уже разрешение. Знаю, что все это звучит несколько запутанно, поэтому давайте разберем конкретный пример.


 

Возьмем блюз в тональности G. Тоническим аккордом здесь является аккорд G7, а аккордом четвертой ступени – С7. А теперь представьте себе, что мы находимся в тональности С: V (G) смещается к I (C). Видим, что в четвертом такте двенадцатитактового блюза возникает нарастающее напряжение, и если использовать его по назначению, ваше звучание приобретет джазовый характер.

Сегодня мы разберем десять способов управления первыми восемью тактами стандартного блюза Bb. На фоне аккорда Bb7 (первой ступени) я буду использовать Bb-миксолидийский лад, а на фоне Eb7 (четвертой ступени) – блюзовую гамму Bb. Не забывайте о том, что наша цель – разрешение, поэтому обратите особое внимание на то, как фразы разрешаются в Eb7.

Первый пример (Упр. 1) включает в себя простое арпеджио Bb7, которое начинается с полутонового шага к терции (D) и далее к малой септиме (Ab). Малая нона (Сb) в четвертом такте – отличный способ создать необычный эффект.

простое арпеджио Bb7 на гитаре


 

В Упр. 2 мы добавим немного от суперлокрийского лада, но по сути, мы просто делаем аккорд Вb7 несколько разнообразнее. В этом нам помогают как малая, так и большая нона. Как и в Упр. 1, разрешение идет в сторону терции аккорда Eb (ноты G).

Блюзовые упражнения на гитаре


 

Упр. 3 подразумевает игру на фоне аккордов, на деле не присутствующих в прогрессии. В данном случае я представляю себе прогрессию вида Fm7–E7–Eb7 (да-да, без тритоновой замены никуда!), ведущую к аккорду четвертой ступени. Двигаясь к четвертой ступени, мы подчеркиваем несколько нот (в том числе уменьшенную квинту и малую нону) и лишь потом разрешаемся в квинту аккорда Еb (Вb).

Упражнение с тритоновой заменой


 

В Упр. 4 картина несколько усложняется. Здесь мы играем пассаж шестнадцатыми нотами на основе арпеджио уменьшенной гаммы Вb (Bb–B–C#–D–E–F–G–Ab). Трезвучие Bb начинается с малой терции, затем мы смещаемся к трезвучию G и играем частичное арпеджио Bbdim7. В заключение мы разрешаемся в Eb и сдвигаемся вверх по грифу. Эта фраза очень напоминает классические ходы Би Би Кинга (B.B. King). Как известно, все новое – это хорошо забытое старое.

Блюзовые фразы в духе Би Би Кинга


 

Упр. 5фраза в духе Скотта Хендерсона (Scott Henderson). Здесь суперлокрийский лад ведет нас к квинте аккорда Eb7. Эта фраза интересна с ритмической точки зрения и непредсказуема в мелодическом плане. Она плавно разрешается обратно в Bb.

Табы и ноты к упражнениям 5-10 можно купить, используя эту форму:


 

На Упр. 6 меня вдохновили гитаристы вроде Оза Ноя (Oz Noy). Оно основано на нотах целотонной гаммы Bb (Bb–C–D–E–F#–G#). Многие побаиваются этой гаммы, что не всегда оправданно, ведь она создает отличное напряжение! Мы разрешаемся в квинту и переходим к маленькой пентатонической фразе в стиле Джимми Херринга (Jimmy Herring).


 

В Упр. 7 я объединил пару фраз, основанных на восьмых нотах. Первая базируется на миксолидийском ладу и включает несколько проходящих хроматических нот. Вторая строится на арпеджио доминантного аккорда 7b9. В итоге получается нечто среднее между кантри и цыганским джазом.


 

В Упр. 8 мы вновь возвращаемся к суперлокрийскому ладу, но добавляем к нему терцдециму (интервал в 13 ступеней), чтобы сделать фразу более плавной. Первая половина фразы – классический блюз, а вот на фоне аккорда Eb7 мы играем несколько бибоповых ходов.


 

Упр. 9 нельзя отнести к какой-либо гамме, оно ближе к пентатонике за счет добавления терции и малой ноны. Такие повороты событий очень характерны для игры Джимми Херринга. Взяв за основу суперлокрийский лад и сыграв его по схеме «две ноты на струну», можно открыть для себя немало интересного.


 

В Упр. 10 мы пользуемся тритоновой гаммой Bb – ее Гэри Кэмпбелл (Gary Campbell) упоминает в своей книге «Expansions» («Расширения«). Но название «тритоновая гамма» не совсем точно, ведь идея здесь заключается в том, что мы играем несколько мажорных трезвучий с интервалом в тритон между ними (в данном случае Bb и E). Эти ноты также входят в уменьшенную гамму, поэтому все зависит от точки зрения исполнителя.

Табы и ноты к упражнениям 5-10 можно купить, используя эту форму:


Надеюсь, эти фразы были для вас полезными и не очень запутали вас! Помните: самое главное – разрешение, и если вы поймете, в чем оно заключается, вам будет значительно проще. Внимательно слушайте свои любимые джазово-блюзовые соло, чтобы привыкнуть к этим приемам и научиться встраивать их в свою игру. Так же не забывайте подписываться на Гитаршколу, если Вы этого не сделали ранее.

Похожие уроки:

  • Евгений:

    Люди, я приобрёл табы и ноты к упражнениям 5-10, PDF файл не открывается…, и что?

    Ответить
    • Проверил — у меня все работает, но на всякий случай перезалил архив. Убедитесь, что установлен Acrobat Reader или аналогичная программа.

      Ответить
Оставить комментарий