Джазово-блюзовые аккордовые прогрессии — классная вещь, ведь они дают музыкантам так много интересных возможностей!

Сегодня мы поговорим о создании мелодий из одиночных нот на фоне прогрессии в классическом джазовом стиле, известном как бибоп. В его развитие внесли вклад такие музыканты, как саксофонист Чарли Паркер (Charlie Parker), трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и гитаристы Чарли Кристиан (Charlie Christian), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery) и Грант Грин (Grant Green). Играть мы будем в тональности G, на фоне моей любимой последовательности джазово-блюзовых аккордов.

Джаз-блюзовое соло на гитаре

На РИС. 1 вы видите два варианта свингового соло на 12 тактов в умеренно быстром темпе. Ритмическая фразировка подразумевает восьмые ноты, но чтобы несколько разнообразить ее, я добавляю простые четвертные ритмы (см. такты 1, 5, 9, 21) и четверти с точкой (такт 23).

Двигаясь в обратном направлении — то есть как бы «ускоряя» соло — я также вставляю несколько восьмых триолей (такты 9 и 22), шестнадцатые ноты (такт 4) и быструю шестнадцатую триоль (такт 18). Все это очень характерно для бибопа, а в тактах 1, 2, 5, 14, 19 и 21 — наряду с паузами — это служит для уплотнения грува и делает результат значительно интереснее. Именно такие ритмические вариации и придают мелодии музыкальность и плавность.

Ноты и табулатура соло на электрогитаре в стиле блюз и джаз

Важно также то, как мелодия идет вверх или вниз, то есть меняет направление. Это создает так называемый «ритм в рамках ритма». Цель — звучать по-новому и избежать предсказуемости фраз.

Что касается техники, здесь в основном используется прием игры переменным штрихом с небольшой оговоркой: на сильные доли я играю апстроками, а на слабые — даунстроками. Большинство гитаристов играют наоборот, а я вот выработал для себя такой подход и считаю его более интересным и джазовым. (Прошу прощения, если это покажется вам странным!) В соло вы встретите несколько примеров техники легато (хаммер-оны, пулл-оффы и слайды), которые тоже вносят разнообразие в фразировку и смягчают атаку. Я также делаю бенды и вибрато, считая их декоративными элементами, придающими соло блюзовый характер.

Вы заметите, что большинство фраз построены на арпеджио, причем смена аккордов подчеркивается аккордовыми нотами: тоникой, терцией, квинтой, септимой, ноной или ундецимой (подробнее об интервалах читайте здесь). Также здесь есть место как хроматическим, так и диатоническим (основанным на гамме) проходящим тонам. Они служат переходами между целевыми аккордовыми нотами.

Добавить комментарий