Пронзительное звучание слайдов и агрессивный медиаторный скрэтч — вот все, что нужно для большого взрыва! Это и есть настоящая рок-н-ролльная пиротехника, от которой мурашки бегут по коже. Но вот вопрос: а правильно ли вы исполняете эти приемы? И сколько их видов вы сможете сыграть?

Я уже много лет выступаю на рок-шоу и заметил, что определенные приемы способны сделать игру гитариста намного эффектнее. Поэтому сегодня мы позволим себе отвлечься от гамм, фраз и нот и обсудим особые приемы и «фишки» рок-гитары, о существовании которых часто незаслуженно забывают. Но не волнуйтесь! В них нет абсолютно ничего сложного, и они принесут вам много пользы.

Как играть скрэтчи, слайды и скрейпы на электрогитаре

Возможно, вы считаете, что уже знаете все о медиаторных скрэтчах и слайдах, но я готов поспорить, что это не так. Мне довелось выступать в бродвейском шоу Rock of Ages вместе с богом гитары Джоэлом Хокстрой (Joel Hoekstra). Тогда я открыл для себя много нового.

Это мюзикл в духе рока восьмидесятых годов, поэтому он просто до краев полон всевозможными скрэтчами и слайдами. Все они довольно просты, но я, как импровизатор до мозга костей, всегда стараюсь разнообразить свою игру и на каждом выступлении придумать что-нибудь новое — разумеется, в рамках своих возможностей и в масштабе шоу.

Возможно, это немного, но с другой стороны, при помощи подобных эффектов вы можете изменить кое-какие детали и освежить материал, сохранив общую канву. Вот слова моего друга (и коллеги по Rock of Ages) Ангуса Кларка (Angus Clark): «Кто-нибудь когда-нибудь вообще играл концерт с таким количеством медиаторных скрэтчей?!»

Вот десять вариантов этих приемов, которыми я пользуюсь очень часто. Есть одно правило, которое работает почти всегда: определенный уровень гейна на усилителе или педали дисторшн способен заставить вашу гитару «говорить» и даже «кричать». Все «фишки», которые я покажу вам сегодня, можно использовать в любом музыкальном контексте, поэтому просто экспериментируйте и выбирайте то, что понравится именно вам.

Примечание: для достижения как можно более драматического эффекта все примеры заканчиваются аккордом Е5. А иначе зачем вообще делать слайд!

Виды слайдов и скрэтчей:

Упражнение 1 — Классический скрэтч

Его можно услышать везде. Расположите медиатор перпендикулярно басовым струнам, чтобы он как бы врезался в обмотку струн (для более мощного звука лучше взять две струны, расположенные рядом). Начните скрэтч около бриджа и сделайте слайд в направлении нэка. Вы сами должны определить, на какой скорости он звучит лучше всего. Имейте в виду, что форма медиатора и материал, из которого он изготовлен, тоже оказывают значительное влияние на звук. Для любого скрэтча очень важен ритмический рисунок. Классическим скрэтчем лучше занять целый такт.

Как играть скрэтч на электрогитары

Упражнение 2 — Слайд вниз

Это тоже классика. Расположите звукоизвлекающую руку на басовых струнах (на пятнадцатом ладу или выше), ударьте по ним медиатором, после чего сделайте слайд вниз звукоизвлекающей рукой. Этот прием обычно хорошо звучит на высокой скорости. В нашем примере слайд начинается на третьей доле и длится половину такта.

Табы скрэтчей на гитаре

Упражнение 3 — СРВ

Это упражнение очень похоже на предыдущее, но здесь мы играем на высоких струнах. Конечно, гитаристы пользовались этим приемом и до Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan), но для меня именно он стал первым гитаристом, исполняющим его так эффектно. Отсюда и название.

Что такое скрэтчи на гитаре

Упражнение 4 — Набираем обороты

Как вы уже поняли по названию, этот пример похож на звучание набирающего обороты двигателя. Начните в районе третьего лада на басовых струнах и делайте слайды вниз-вверх в общем направлении вниз. Здесь просто жизненно важно следить за ритмом. В моем примере каждый слайд занимает целый такт.

Как исполнить скрэтч на гитаре

Упражнение 5 — Скрэтч и слайд

Это очень мощная комбинация. Выполните классический скрэтч. Как только звукоизвлекающая рука пройдет нэк, сделайте хаммер-он левой рукой на высокие лады басовых струн и слайдом сдвиньтесь к головке грифа. Потребуется неплохая координация движений, но результат стоит того. Кроме того, это очень эффектно смотрится на сцене. Лучше всего исполнять на протяжении полного такта.

Как играть крутые скрэтчи и слайды на гитаре

Упражнение 6 — Скрэтч и слайд набирают обороты

А этот прием мне нравится больше всего! Это просто мегаэффектная комбинация примеров 1, 2 и 4. Начните с того, что вы делали в упражнении 4, но на этот раз по направлению вверх. Затем сделайте скрэтч вниз и слайд вниз. Движение вверх по грифу служит как бы вступлением к скрэтчам и слайдам.

Упражнение 6

Упражнение 7 — Слон

Эту фишку я тоже очень люблю. Она напоминает мне звуки, которые издает это замечательное животное. Начните на второй доле. К четвертой доле доберитесь до высокой ноты и сделайте как можно более глубокий бенд на басовой струне. Симпатично, не правда ли?

упражнение 7

Упражнение 8 — Душитель

Очень похоже на «Слона», но здесь вы остаетесь на ноте, к которой вы приходите, и делаете активное вибрато.

упражнение 8

Упражнение 9 — Gojira

На этот прием меня вдохновила экстрим-метал-группа Gojira, пользующаяся им и его вариациями очень часто. Эта «фишка», пожалуй, не так универсальна, как все те, о которых мы говорили только что.

Расположите левую руку за последним ладом и надавите на высокие струны, как будто вы зажимаете их на ладу. Затем медленным апстроком пройдитесь от первой струны к шестой. К моменту, когда вы достигнете шестой струны, левая рука должна находиться на грифе, потому что вы будете делать слайд вниз. А апстрок отлично вводит этот слайд. Божественно!

упражнение 9

Упражнение 10 — Шумовая бомба

Думаю, вы уже поняли, что вас ожидает. Расположите левую руку высоко на грифе на высоких струнах (захватите столько струн, сколько получится). Затем начинайте исполнять тремоло на нескольких струнах и одновременно делайте слайд вниз. Этот прием тоже очень специфичен, поэтому пользуйтесь им с осторожностью.

упражнение 10

Желаю вам от души повеселиться с этими приемами! Возможно, они даже вдохновят вас на новые открытия. И не забывайте о том, что «уродливые звуки» и «беспорядочный шум» — такие же элементы творчества, как и гаммы, ноты и прочие «стандарты».

Добавить комментарий