Альтернативные варианты гитарного строя используются для игры слайдом уже давно — еще с тех времен, когда дельта-блюз только зарождался и набирал силу.

Чаще всего это строи open E, open D, open G и open A. Конечно, гитаристы не ограничиваются ими, внося в них изменения в зависимости от музыкального стиля, да и просто от настроения.

Джони Митчелл (Joni Mitchell), Стивен Стиллз (Stephen Stills), Рай Кудер (Ry Cooder) и многие другие музыканты, играющие поп-, рок- и фолк-музыку, в своих композициях пользуются целым рядом разных видов строя.

Мы же уделим сегодня внимание строю open G и его применению в блюзе со слайд-гитарой.

Применение гитары с open G в блюзе

Ноты строя опен GКак вы видите на РИС. 1, строй open G, также известный как «испанский строй», выглядит так: D G D G B D (от шестой струны к первой). Чтобы перейти к нему от стандартного строя (E A D G B E), нужно опустить первую, пятую и шестую струны на тон.

Удар по открытым струнам в этом случае дает аккорд G мажор, при этом тоника находится на третьей и пятой струнах. Легендарный блюз-гитарист Роберт Джонсон (Robert Johnson) пользовался open G во многих своих композициях. Среди них “Crossroad Blues”, “Walkin’ Blues”, “Come On in My Kitchen” и многие другие.


 

Если вы играете слайдом в этом строе, получается, что размещение слайда над соответствующим ладом также дает мажорный аккорд с тоникой на третьей и пятой струнах. Как показано на РИС. 2, аккорды I, IV и V (первой, четвертой и пятой ступени) в тональности G (аккорды G, C и D соответственно) можно извлечь так: открытые струны дают аккорд G, зажатие на пятом ладу (либо слайд на пятом ладу) дает аккорд С, зажатие (слайд) на седьмом ладу — аккорд D.

Пример использования строя open G на гитаре

Во втором такте я привел несколько стандартных для open G слайдовых фраз на фоне аккордов D и C, в третьем такте — для аккорда G, а в четвертом вы видите аккорд G мажор на двенадцатом ладу.


 

Теперь разберем несколько типичных для open G позиций, в которых обычно играют соло (как со слайдом, так и без него). Посмотрите на РИС. 3. Минорную пентатоническую гамму (G Bb C D F) можно сыграть в практически полностью симметричной аппликатуре по всем струнам, кроме второй.

G-минорная пентатоника

В данном примере я играю восходящую и нисходящую гаммы в разных аппликатурах. Запомните и отрепетируйте оба варианта со слайдом и без него. Играя слайдом, следите за тем, чтобы он располагался параллельно соответствующему порожку лада и прямо над ним, чтобы играть верные ноты.

На РИС. 4 я привел несколько фраз для соло на основе пентатоники G минор. Как и многие другие гитаристы, играя слайдом, я предпочитаю пальцевое звукоизвлечение, потому что это значительно облегчает глушение струн. Глушить струны нужно обязательно, иначе ваше звучание будет очень грязным. Например, при переходе от одной струны к другой, я глушу первую из них пальцем звукоизвлекающей руки и лишь затем извлекаю ноту на следующей струне. Так каждая нота будет звучать четко, что особенно важно при игре на перегрузе.


 

Великий Джонни Винтер (Johnny Winter) — настоящий мастер слайд-гитары в строе open G (помимо прочего, конечно). Его композиция «Dallas» с альбома 1969 года сыграна в строе open A — это строй, близкий к open G по своей структуре. По сути, это строй open G, поднятый на целый тон: E A E A C# E (от шестой струны к первой). На РИС. 5 показано семитактовое соло в стиле Винтера. Не забывайте также и об открытых струнах. Они облегчают переходы от струны к струне и смену позиций, придавая соло разнообразие. В конце фразы я перехожу к двенадцатой позиции и помещаю слайд на три верхние струны на двенадцатом ладу, получая таким образом трезвучие G мажор. После него я играю фразы на десятом, одиннадцатом и двенадцатом ладах.

Слайдовое соло в духе Джонни Винтера


 

РИС. 6 — «гибридная» гамма G, очень полезная для игры соло слайдом в строе open G. Ее ноты играются на десятом и двенадцатом ладах каждой струны и на девятом ладу четвертой и шестой струн. Потренируйте слайды с двенадцатого на десятый лад на каждой струне, а также слайды вверх к каждой ноте (см. РИС. 7). Сюда можно добавить дополнительные высокие ноты, делая слайды к пятнадцатому и семнадцатому ладам (см. РИС. 8). Тренируясь, обязательно следите за положением слайда и высотой звука.

Гибридная гамма G


 

В заключение приведу два примера двенадцатитактового блюза в тональности G. На РИС. 9 аккорд G7 извлекается без слайда зажатием баррэ указательным пальцем на третьем ладу двух первых струн. Третья и четвертая струны открыты. В тактах 1-3 я переключаюсь между игрой слайдом и стандартным способом. В тактах 11 и 12 я подчеркиваю аккорды V и IV (D7 и C7) в стиле Мадди Уотерса (Muddy Waters), играя мелодию из одиночных нот.

12-тактовый блюз


 

РИС. 10 — блюз в стиле композиции Джонни Винтера “Dallas”. Открывающая аккордовая фраза в тактах 1-3, 6 и 7 исполняется без слайда. Здесь мы чередуем аккорды G7 и G6, причем секста играется на втором ладу первой струны. В такте 5 аккорд С7 зажимается стандартным образом, а в тактах 9 и 10 аккорды D7 и C7 играются в первой позиции. После этого возвращаемся к G7 (тонический аккорд) и играем несколько фраз, включающих ноты на открытых струнах.

12-ти тактовый блюзовый пример

Добавить комментарий