Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Переход от струны к струне считается одним из наиболее сложных моментов в области звукоизвлечения на гитаре. Это действительно так. Остается только добавить, что найти что-то сложнее смены струн при схеме «одна нота на струну» практически невозможно.

Конечно, если вы предпочитаете пальцевое звукоизвлечение, вы не столкнетесь с трудностями, исполняя подобные фразы.

А если вы – граф Руген (Сount Rugen) из The Princess Bride, вам повезло вдвойне, потому что у вас целых шесть пальцев. Но даже если судьба не так благосклонна к вам и вы – всего лишь обычный гитарист, все равно количество пальцев на вашей руке практически равно количеству струн. Поэтому дернуть их все одновременно – довольно простая задача.

Другое дело – повторить то же самое медиатором. Здесь-то и начинаются все мучения, часто приводящие к бессмысленным и лишним движениям. Именно этот вызов правой руке гитариста и называют кросспикингом (crosspicking).

В чем же сложность?

Кросспикинг — основы и примеры

Ритмы блюграсса

Гитара в блюграссе изначально была ритмическим инструментом. Басовые линии чередовались с аккордами боем, обеспечивая плотный и мощный фон для виртуозных соло на фиделе. (Фидель – старинный смычковый инструмент, предшественник виолы и скрипки.) Органично дополняющие друг друга регистры двух инструментов в сочетании со сложными ритмами стали формулой успеха музыки Билла Монро (Bill Monroe) и его гитариста Лестера Флэтта (Lester Flatt).

Эволюция ритм-гитары в стиле блюграсс сделала большой шаг вперед, когда Мейбелл Картер (Maybelle Carter) неожиданно стала превращать ноты линии баса в ноты мелодии. В классических композициях, таких как «Wildwood Flower», она играла аккорды боем указательным пальцем на высоких струнах, а большим пальцем – мелодическую линию на нижних струнах, создавая таким образом своеобразный гибрид соло и ритма в качестве фона для своего вокала.

Мода на Доктора

Но скоростные пассажи все еще оставались за пределами мечтаний соло-гитаристов блюграсса. Так было до тех пор, пока не произошло важное событие, изменившее все. В начале шестидесятых годов двадцатого века на музыкальных горизонтах появился Док Уотсон (Doc Watson). Он поддержал своим творчеством расцвет фолка, а его соло, по своей виртуозности нисколько не уступавшие соло на смычковых инструментах, буквально стали революцией в этом музыкальном направлении, ведь играл Док самым обычным медиатором, используя технику звукоизвлечения под названием «флэт пикинг» («flat picking»).

«Флэт пик» – обозначение особого медиатора, использующегося для игры блюграсса. Такой медиатор отличается от закругленных металлических пластинок, надеваемых на пальцы при игре на банджо. (Такими традиционными пластинками также исполняют традиционные блюграсс-ритмы в духе Лестера Флэтта.) Скоростные и сложные гитарные пассажи Уотсона, исполняемые медиатором, можно назвать Большим взрывом в сфере соло-гитары блюграсса. Вспомним, например, его соло в «Black Mountain Rag».

Карл Майнер (Carl Miner) – кросспикер 21 века

Перекаты кросспикингом в рамках схемы «одна нота на струну» четко демонстрируют всю сложность перехода от одной струны к другой на высокой скорости. Такие ходы встречаются в блюграссе практически постоянно. Послушайте, например, «Beaumont Rag», уже ставшую классикой. Эту композицию можно с уверенностью назвать тестом на степень владения приемом кросспикинга. Вот как решает эту задачу блистательный Карл Майнер:

В 2007 году мне довелось взять интервью у Майнера. Тогда он в очередной раз стал победителем Национального чемпионата по флэт-пик-гитаре в Уинфилде, штат Канзас. Майнер начал участвовать в этом конкурсе еще подростком. В 1997 году он занял второе место, а в 1998 опередил всех. Его игра в 2007 году продемонстрировала его бесспорное лидерство в этой технике.

Сейчас Майнер – успешный музыкант. Он ездит в туры и выпускает альбомы. Он играл на гитаре и мандолине на нескольких композициях альбома Тэйлор Свифт (Taylor Swift) Red, провел целый год в туре с Фионой Эппл (Fiona Apple) и Mumford & Sons, а в 2015 году участвовал в более чем 100 нэшвилльских рекорд-сессиях.

Механика кросспикинга

Если вы посмотрите запись интервью 2007 года на замедленной скорости, вы сразу заметите точность и легкость движений Майнера, исполняющего сложнейшие пассажи из «Beaumont». Это стало возможным благодаря особой медиаторной технике. Мне захотелось разобраться, в чем же ее секрет. В 2015 году мне выпал шанс вновь встретиться с Майнером и выяснить, в чем дело.

Я понял, что главное здесь – траектория движения и атаки медиатора. Только благодаря ей он с такой легкостью порхает со струны на струну. Вне блюграсса этот прием встречается не так часто.

Рок-элита во главе с Ингви Мальмстином (Yngwie Malmsteen) и Эриком Джонсоном (Eric Johnson) предпочитает технику наклона медиатора. Она позволяет играть быстрые линейные пассажи, где на струну приходятся как минимум две ноты. А вот на фразах вроде тех, что встречаются в «Beaumont», она не дает нужного эффекта, потому что здесь переход от струны на струну приходится осуществлять после каждой ноты.

Но решение есть! И оно заключается в траектории движения медиатора. На каждом ударе медиатор Майнера как бы поднимается в воздух, позволяя совершать переход к нужной струне, не задевая другие. Если вы внимательно посмотрите на руки Майнера, перед и после извлечения каждой ноты вы заметите пространство между медиатором и струнами.

Это видео я заснял на «Пикинг-вечеринке» (да-да, бывает и такое!) в доме Адама Райта (Adam Wright), который тоже побеждал в гитарном конкурсе в Уинфилде. Угол, под которым я сделал запись, позволяет нам четко проследить траекторию движения медиатора Карла. И сразу становится понятно, откуда все пошло.

Конечно же! Первым кросспикером в истории блюграсс-гитары был Док Уотсон. На YouTube есть уникальное видео с музыкального фестиваля в городе Теллурайд, штат Колорадо, прошедшего в начале 1970х годов. На этой записи особенности движения медиатора Уотсона хорошо просматриваются.

Если смотреть на игру Уотсона спереди (как в ролике «Black Mountain Rag» выше), ничего этого не видно. Только на редких записях, как эта, видна вся магия кросспикинга.

И именно поэтому мастера такой техники звукоизвлечения Уотсон и Майнер легко играют сложнейшие пассажи на скорости, ставящей в тупик гитаристов других стилей. Простые тренировки с метрономом здесь не помогут. Нужно стремиться воспроизвести особую траекторию движения медиатора. Как только вы научитесь этому, вам откроются бесконечные музыкальные возможности стиля блюграсс, да и не только его.

 

Похожие уроки:

Оставить комментарий