Привыкнуть к удобным аппликатурам и оказаться их пленником куда проще, чем кажется. Как только это случается, фразировки становятся весьма предсказуемыми. Сегодня я поделюсь с вами парочкой идей для создания фраз с джазовым оттенком, которые отлично впишутся в схему «три ноты на струну«. Ядром этой концепции является то, что можно назвать окружением. Говоря простым языком, это та ситуация, когда вы играете ноту, окружая ее другими — возможно, недиатоническими — нотами, что создает напряжение и делает фразу интересной. Попытайтесь вспомнить, не доводилось ли вам когда-либо слышать фразы с выделенными диатоническими нотами, приходящимися на сильную долю и окруженными хроматическими тонами с обеих сторон. Даже с парой таких ходов в копилке вы сможете придавать своей игре джазовое звучание.

Каждая фраза сегодняшнего урока демонстрирует лишь малую толику того потенциала, который может открыться вам, если вы поработаете над этими идеями. Выделите то, что вам особенно понравится, и попробуйте вставить это в собственные соло. Я, например, много экспериментировал с окружениями в рамках классических пробежек в духе Пола Гилберта (Paul Gilbert). Фразы, которые я покажу вам, включают легато и гибридную технику звукоизвлечения, но вы можете применять их к любым другим техникам.

Для начала важно понять, как хроматические пассажи — особенно скоростные — влияют на ритмическое и гармоническое движение фразы. Окружения, которые я привожу в первых примерах, построены так, чтобы диатонические ноты попадали на сильную долю такта или на ярко выраженные сегменты. Некоторые фразы демонстрируют, как можно использовать легато, чтобы добавить скорости и стиля классическим скоростным фразам и пассажам.

Гитарные фразы с джазовым оттенком

Пример 1 — это фрагмент в тональности Еm по схеме «три ноты на струну», где на каждую струну приходятся две различные аппликатуры. В первом такте басовая фигура подчеркивается с помощью легато. В последнем такте добавляем несколько хроматических нот.

Шред фразы на гитаре


В Примере 2 мы прибегаем к симметричному рисунку на основе гаммы (первый такт). Обратите внимание на то, что на третью долю каждого такта приходится аккордовый тон. Первые два примера являются основой того, о чем мы будем говорить далее. Подобные хроматические окружения можно применять во всех диатонических аппликатурах и других гаммах.

табы шреда


Данной фразой (Пример 3) я хочу показать, как можно использовать окружения, о которых мы говорили выше. Здесь также присутствуют слайды и легато. На третьей доле второго такта я добавил несколько двойных нот, чтобы создать эффект синкопы.

Шред со слайдами, легато и синкопами


В Примере 4 также встречаются окружения, о которых мы говорили выше, но на этот раз в тональности С мажор. Вся фраза, кроме последних долей третьего такта, играется шестнадцатыми нотами. Вы заметите, что я включил в пример несколько хроматических легатных пробежек. Постарайтесь не запутаться в ритмическом разнообразии третьего такта.

Шред шестнадцатыми нотами


Пример 5 — это фанковая фраза на основе С-дорийского лада (C-D-Eb-F-G-A-Bb) в духе Грэга Хоу (Greg Howe). Мы открываем ее хроматическим окружением. Данное окружение может использоваться для всех диатонических аппликатур, включающих два целых тона, расположенных по соседству. Переход между четвертой и третьей струнами в первом такте лучше всего играть техникой гибридного звукоизвлечения.

Табы и ноты в духе Грэга Хоу


Пример 6 — настоящий рай для шреддеров. Вы узнаете, как можно комбинировать диатонические легатные пробежки и хроматические легато, получая при этом фантастическую скоростную фразу. Но не стоит зацикливаться на хроматике, ведь диатонические ноты придают фразам гармонию и создают ритмическую основу.

Скоростная фраза на электрогитаре


Эта отличная фраза на основе шестнадцатых триолей (Пример 7) базируется на нескольких нисходящих группах из трех нот в C# миноре. На нее меня вдохновило творчество Ника Джонстона (Nick Johnston). Здесь важно следить за тем, чтобы руки оставались расслабленными. Особенно это касается хроматического пассажа на третьей струне. Я рассматриваю эту фразу как трехнотный ход на девятом, десятом и одиннадцатом ладах, за которым следует движение к восьмому, девятому и десятому ладам соответственно. Это значительно облегчает ее освоение.

Эффект окружения на электрогитаре

Добавить комментарий