Какие ошибки возникают при игре на гитареМой маленький сын — уже самый настоящий перфекционист. Когда у него что-то не получается так, как ему хотелось бы, наступает конец света. Он злится и обижается на всех и вся.

Он еще не начал учиться музыке (хотя гитара и клавишные инструменты ему интересны и он любит слушать Rush и Beatles на радость папе), но я уже сейчас вижу в нем самого себя — я тоже большой перфекционист.

Помню, как я потратил несколько недель на вступление к «Here and Now» с альбома Стива Вая (Steve Vai) Sex and Religion (эту композицию вы можете прослушать ниже). Когда я наконец справился с ним, счастливее меня не было во всем мире. Я побежал к папе, чтобы поделиться радостью. Он посмотрел на меня и сказал: «Отлично. А теперь попробуй-ка другую композицию». Вот, умник!

По-моему, старая пословица «Ошибка, совершенная один раз, — это ошибка, а ошибка, допущенная дважды, — это джаз» работает и наоборот: если у вас что-то получилось один раз — это случайность, а вот два раза — уже хорошее начало?

В любом случае пока я пытался подобрать это небольшое вступление, я сыграл его неправильно по меньшей мере миллион раз. Одна фраза включает пулл-офф с восьмого на седьмой лад, затем несколько нот на соседних струнах и опять седьмой лад. После этого идет слайд и еще одна фраза с пулл-оффом. Потом все повторяется, но на этот раз — в районе четырнадцатого лада.

Пока я искал лучший способ исполнить эти фразы, я многому научился. Я понял, как нужно глушить ноты, взятые баррэ, как делать четкие слайды на несколько ладов и, благодаря одной счастливой случайности, у меня получился флажолет со слайдом к другой ноте — раньше я никак не мог понять, как же Ваю удается этот прием, но играя фразу из «Here and Now» медленно, я наконец разобрался.

Именно поэтому ошибки так важны. Чем больше вы ошибаетесь, тем лучше вы становитесь. Ошибки помогают вам избавиться от неверных привычек и открывают новые пути.

Лидийский лад — не редкость, но я столкнулся с ним совершенно случайно, в результате маленькой, но очень полезной ошибки. Играя мажорную гамму по схеме «три ноты на струну«, я сменил аппликатуру раньше, чем нужно. То, что у меня получилось, звучало чертовски круто!

Посмотрите на первые два такта табулатуры ниже. Вы заметите, где я допустил ошибку и как я открыл для себя лидийский лад. В итоге я понял, что же я играю, и это плавное, мечтательное звучание лидийского лада стало неотъемлемой частью моего творчества на долгое время. Сравните третий и четвертый такты. Это один и тот же рифф, сыгранный в А мажоре и в А-лидийском ладу.

Если бы я не обращал внимания на свои ошибки, я бы, наверное, никогда не придумал все эти отличные риффы, которыми я так часто пользуюсь сейчас.

Табы риффов в разлиных тональностях

Важно не бояться допускать ошибки, даже если вы играете на публике. Если гитарист боится ошибиться, его игра обычно производит впечатление нервозности и скованности.

Вы когда-нибудь видели, как играет Рик Спрингфилд (Rick Springfield)? Он никогда не относил себя к шреддерам, но он чувствует себя с гитарой так свободно и расслабленно! Те, кто боится ошибок, никогда не смогут так играть.

Скорее всего, какое-нибудь пятиоктавное восьмипальцевое арпеджио не будет получаться у вас идеально каждый раз, но если вы заранее будете бояться, вы, может, и сыграете его правильно, но оно прозвучит напряженно и по-ученически. А ведь самое важное в игре — это энергия и ощущения! И именно их-то вы и рискуете лишиться.

А теперь послушайте саму аудио-запись и не забывайте подписывать на ежедневную рассылку от Гитаршколы, чтобы получать свежие уроки гитары каждый день.

Питер Ходжсон (Peter Hodgson) — журналист, гитарист-победитель множества конкурсов, преподаватель игры на гитаре, гитарный техник, отец и бармен-любитель. В свободное время он ведет блог под названием I Heart Guitar. Там он рассказывает о своем любимом деле — о гитаре и обо всем, что с ней связано. Питер родом из Мельбурна, Австралия. 

Добавить комментарий