Джаз-бендЗдравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Мы продолжаем вести раздел Джаз.

«Музыка ночи» — можно ли так назвать мелодии, завладевшие миром после Первой мировой войны, мелодии, объединившие в себе характерные для европейской и африканской музыки черты, мелодии джаза, выплеснувшиеся из Америки. История джаза полна взлетов и падений, удивительных людей и прекрасных мелодий, но что же творится в этом музыкальном направление сейчас? Какое место занимает эта музыка в современной российской культуре, какие места следует посетить, чтобы насладиться ею?

Как это ни странно, но родина джаза уже давно потеряла право на то, чтобы считаться очагом его развития, — нельзя сказать, что на западе джаз совершенно не двигается вперед, но, пожалуй, в восточных странах — таких, как, например, Япония или Индия, — этот жанр обогащается новыми элементами куда интенсивнее.

Объясняется это тем, что европейский и американский джаз в принципе уже вобрал в себя практически все, что мог, а на территориях государств восточной части мира еще столько неизведанных для него этнических мотивов, синтез с которыми заставляет привычные ноты звучать по-новому. Разнообразие национальных инструментов, как духовых, так и струнных постоянно открывает для музыкантов новые горизонты.

Вбирая некоторые из нововведений, исполнители родом из восточной части России по мере возможностей передают их нам; еще лет десять-пятнадцать назад в Москве или Санкт-Петербурге не было такого огромного количества клубов, где джаз так или иначе входил в вечернюю программу, а сегодня подобные заведения можно найти практически везде. И все они разные — есть и те, где выступают артисты, придерживающиеся классических джазовых канонов, а есть и те, где музыкальная программа сплошь состоит из импровизаций. Так, например, небольшой питерский клуб «НикО» два или три раза в неделю отдает площадку начинающим исполнителям, не ограничивая их в средствах самовыражения.

Конечно, говоря о российском джазе нельзя не упомянуть такие имена, как Игорь Бутман или Алексей Козлов — классическая школа, принадлежность к эстраде, большие площадки, — вот, что характеризует их и подобных им артистов. Они многое сделали для российского джаза, не дали ему потеряться в том музыкальном разнообразии, которое царит у нас.

Но истинная популярность принадлежит сегодня в большей степени тем, кто собирает сегодня не огромные концертные залы, а ночные клубные площадки. Так, музыкальный коллектив Billy’s Band не только сам пользуется популярностью, но и открывает дорогу более молодым исполнителям. С этой целью членами группы в Северной столице был открыт бар «Hut» («Шляпа»), где живая джазово-блюзовая музыка является неотъемлемой частью атмосферы. Кстати, интерьер этого бара вобрал в себя классические черты американских заведений подобного рода прошлого столетия.

Есть и еще одна страна, где джаз процветает в полном смысле этого слова, а именно Польша. Местные музыканты постоянно экспериментируют, синтезируя джаз со все возможными музыкальными направлениями, будь то панк или техно. Здесь меньше внимания уделяется этническим мотивам, в основном все-таки формируется и развивается так называемый городской джаз. Французский джаз тоже урбанистичен, — стоит вспомнить только появившуюся несколько лет назад певицу ZAZ, чья песня «Je veux» привлекла к французскому уличному джазу внимание не только самих французов, но и остального мира.

Джаз — это, конечно, в первую очередь импровизация, а потому впереди у него еще долгая история, бесчисленное количество новых дорог, — главное, чтобы музыканты, выбравшие для себя именно эту музыку, не боялись рисковать.

  1. Юлия:

    До недавнего времени я даже толком и не знала о джазе, потом моя хорошая знакомая повела меня в кафе, где как раз какая-то малоизвестная группа исполняла эту музыку ночи. После этого я навсегда стала ее поклонницей! Эти мелодии просто завораживают, словно ты переносишься как раз в те послевоенные времена!

  2. Мариша:

    я тоже начала интересоваться этим жанром совсем недавно. скажу честно, в этом есть большая заслуга известной всем «Je veux»=)но я хорошо понимаю, что есть много прекрасных джазовых творений, которые мне предстоит услышать. меня подкупило сравнение джаза с музыкой ночи. все новое — это хорошо забытое старое

  3. Елена Петрова:

    Для тех, кто только является начинающим слушателем джаза как я, советую сначала попробовать для себя классические джазовые вещи, а потом только импровизации. Потому что попав на выступление, где музыканты импровизируют, можно опешить, не поняв, что именно хочет донести исполнитель, а это может отвернуть от джаза.

Добавить комментарий