Уверена, что вам не раз приходилось слышать «ту самую» аккордовую прогрессию и думать при этом: «Опять она!» Это вполне нормальная реакция. На типичных прогрессиях, как I-IV-V или bVI-bVII-Im, построена большая часть отличной музыки. Но нет ничего странного в том, что от них можно и устать. Неважно, как сильно вы любите пиццу — время от времени вам хочется съесть на ужин что-нибудь другое.

Хорошо то, что уже известные нам аккорды можно несколько разнообразить и таким образом сделать звучание более интересным. (Сразу представляю себе нечто вроде рекламного ролика: «Вашей гармонии не хватает гармонии? Устали от монотонности? Хотите оживить ваши прогрессии? Решение есть! Мы можем помочь вам — за супер-низкую цену! Всего лишь…»)

Гитаристка Нили Брош с гитарой

Один из вариантов — модальное чередование. Но не волнуйтесь! Ничего сложного в этом нет. Идея в том, что вы берете аккорды из параллельной тональности и вставляете их в диатоническую аккордовую прогрессию. Вот и все. Ваша прогрессия буквально оживает на глазах.

Но нельзя просто взять первые попавшиеся аккорды и вставить их в прогрессию. Нужно придерживаться методического подхода. Если вы выучите несколько правил, вы сами сможете определять степень неожиданности, которую вы хотите добавить вашей прогрессии. Эта идея работает со всеми тональностями, но особенно хороший результат получается с мажорными тональностями. Некоторые минорные тональности (например, натуральный минор и фригийский лад) тоже можно обрабатывать таким образом. Это отличный способ добавить эффект неожиданности или немного оттянуть разрешение.


 

Как строится диатоническая прогрессия?

Сначала попробуем разобраться в том, как строится диатоническая прогрессия. Для тех, кто не знает, что это такое, поясню. «Диатонический» означает «в рамках тональности». Соответственно, в диатоническую прогрессию входят исключительно аккорды той или иной тональности. Каждая тональность включает в себя семь диатонических аккордов (по одному от каждой ноты гаммы).

  • Вот диатонические аккорды тональности С мажор:

C-E-G = C (I)

D-F-A = Dm (IIm)

E-G-B = Em (IIIm)

F-A-C = F (IV)

G-B-D = G (V)

A-C-E = Am (VIm)

B-D-F = Bdim (VII°)

  • А вот диатонические аккорды тональности С натуральный минор (C-D-Eb-F-G-Ab-Bb), основной тональности, из которой мы будем заимствовать аккорды:

C-Eb-G = Cm (Im)

D-F-Ab = Ddim (II°)

Eb-G-Bb = Eb (bIII)

F-Ab-C = Fm (IVm)

G-Bb-D = Gm (Vm)

Ab-C-Eb = Ab (bVI)

Bb-D-F = Bb (bVII)

Некоторые из них вставляются в мажорную прогрессию особенно часто. Это IVm, IIm7b5 (септаккордовая версия ступени II°), bVI и bVII. Кроме того, нередко используется аккорд bII — второй диатонический аккорд С-фригийского лада. Самый часто используемый аккорд из этого списка — IVm. Его можно встретить во многих известных композициях. С его помощью можно легко добиться довольно необычного звучания даже самой стандартной прогрессии. Очень часто за ним следует диатонический аккорд IV.

Упражнения на модальное чередование:

  • Упражнение 1

Для маленького соло упражнения 1 я взяла гамму С мажор (и несколько хроматических нот). На фоне аккорда Fm (IVm, наш «внешний» аккорд) я играю ступени 5 и b3, а на второй раз — арпеджио аккорда Fm7. Играя соло на фоне «внешних» аккордов, вы можете пользоваться нотами параллельной минорной гаммы (в нашем случае это гамма С натуральный минор), ведь аккорды чаще всего берутся именно из нее. Однако, будьте осторожны. Резкие переходы к С минору будут звучать немного странно. Лучше всего выбирать ноты той тональности, к которой принадлежит «внешний» аккорд. Поэтому, играя аккордовые ноты, вы не ошибетесь. Если вы сможете вставить их во фразу, которая плавно переходит от нот первоначальной гаммы и обратно, будет совсем хорошо.

Почему в данной прогрессии аккорд IVm звучит так здорово? Эта каденция дает возможность создать хроматическую линию с аккордовыми нотами. Смотрите: от A (терция аккорда F) к Ab (малая терция аккорда Fm) и к G (квинта аккорда C). Это хорошо подчеркнет «внешний» аккорд и разнообразит так надоевшую всем каденцию.

Минус:

 

Табы и ноты к упражнениям 1-5 доступны по ссылке:

 

Скачать урок

 

  • Упражнение 2

Аккорд bVII — тоже очень хороший выбор. Ведь он не прозвучит странно или жестко, а просто внесет некоторую необычность. Он также отлично подходит прогрессии, в которую входит «внешний» аккорд из предыдущего упражнения. Аккорд bVII часто выполняет функцию доминанты, поэтому в упражнении 2 я поместила его туда, где обычно находится аккорд V.

Мы в тональности G. Обратите внимание на то, как в данном примере я использую Eb, малую терцию b3 аккорда Cm. На первом повторении я вставляю Eb между Е (терцией аккорда С) и расширенной фразой в четвертом такте. После этого следует разрешение в D (квинту аккорда G). Оба внешних аккорда (Cm и F) в этом примере принадлежат параллельной минорной тональности, поэтому фраза в четвертом такте хорошо звучит на их фоне. Как и в предыдущем примере, это обеспечивает плавное хроматическое перемещение. В данном случае от E к Eb и к D.

Минус:

  • Упражнение 3

Еще один очень полезный «внешний» аккорд (и один из моих любимых) — аккорд bII. Он берется из фригийского лада и откладывает разрешение к тонике, поэтому логично поместить его прямо перед аккордом первой ступени. Интервал в полтона от тоники создает значительное напряжение, поэтому задержитесь на нем подольше, чтобы заставить слушателей затаить дыхание. bII звучит особенно хорошо между аккордами V и I (см. упражнение 3), но его также можно использовать в качестве доминанты, если в прогрессии отсутствует аккорд V.

Мы вновь в тональности G. Играя соло на фоне «внешнего» bII, я предпочла простой подход. Раз у bII такое особое влияние (благодаря интервалу в полтона от тоники), его достаточно всего лишь немного подчеркнуть. В данном случае я играю С (терцию), а затем разрешаю соло блюзовой фразой G минор. Этот аккорд взят из G-фригийского лада (G-Ab-Bb-C-D-Eb-F), поэтому, с теоретической точки зрения, G-минорная фраза не подходит сюда. Но на практике, сыграв ее на фоне аккорда Ab, вы придадите своему соло интригующее напряжение за счет определенного диссонанса между A и Ab.

Минус:

  • Упражнение 4

В упражнении 4 мы вставляем каденцию bVI-bVII-I (обычно встречающуюся в диатонических минорных прогрессиях — например, в практически любой композиции Iron Maiden) в мажорную прогрессию. Эти два аккорда — bVI и bVII — отлично подходят к очень многим ситуациям. Лично мне очень нравится тот эффект, когда они следуют за аккордом V, но их можно использовать также и другими способами, или даже просто самостоятельно, создав прогрессию по схему bVI-bVII-I. Некоторые варианты их использования удивят вас. Это, например, “Gangnam Style” (пожалуй, мой любимый вариант).

В этом соло я решила сделать все возможное. Наши аккорды появляются в самом конце прогрессии, потому что мне показалось, что это будет самым подходящим местом для них. Сначала я разрешаю бенд в седьмом такте прямо во «внешний» аккорд при помощи тоники (Eb). Это добавляет эффект необычности, ведь мы ожидаем, что эта бендовая фраза разрешится совсем по-другому. (Удивились, когда прозвучал этот аккорд?) Затем я играю быстрый пассаж на основе гаммы G минор (разумеется, на фоне аккордов Eb и F) и возвращаю его обратно в G мажор.

Минус:

  • Упражнение 5

В заключительный пример (упражнение 5) я вставила несколько уже знакомых нам аккордов, а также новый — IIm7b5. Он отлично подходит, если вы хотите разнообразить субдоминанту. В этом примере хорошо слышно, как аккорд bII выполняет функцию доминанты. Кроме того, он несколько откладывает разрешение.

Играть на его фоне соло очень интересно. Первый «внешний» аккорд (F#min7b5) немного сложнее и необычнее, чем те, с которыми мы работали ранее, поэтому аккордовые ноты на его фоне делают тональность значительно ярче.

Я также добавила кое-что, а именно, звучание пентатоники m7b5. Вместо стандартной пентатоники, я играю гамму 1-b3-4-b5-b7 в четвертом такте. Когда дело доходит до IVm (Am), я вновь играю терцию (С). Чтобы подчеркнуть этот ход, я подхожу к нему нисходящим пассажем в тональности Е мажор, играя С на аккорд Аm. Аналогично я подхожу к F на аккорде bII и завершаю идею, возвращая фразу к Е мажор.

Минус:

 

Если вы прослушаете сначала минусы, а потом треки с соло, вы заметите, что мелодические линии очень помогают сделать наши замены более четкими и выделить их. Конечно, прогрессии могут существовать и сами по себе, но я убеждена в том, что они не передают полную картину. Очень часто хорошая аранжировка, мелодия или соло являются тем заветным элементом, который передает всю магию аккордовых замен. Пользуясь этой техникой, всегда думайте об общем впечатлении от вашей музыки, и тогда «внешние» аккорды точно смогут украсить ваше творчество.

Если Вам понравился урок, подпишитесь на рассылку от Гитаршколы. Если Вам не понравился урок, все равно подпишитесь, ведь в месяц на Гитаршколе выходит до 20 уроков. Среди них Вы обязательно найдете для себя подходящий и интересный материал.

  1. Леонид:

    Великолепный урок! Побольше бы в этом духе. Соло №3 — это нечто. Купил табы, не пожалел.

  2. александр:

    бред. написано что в С мажор аккорды: C-E-G. как так можно ошибаться. учи теорию автор.

    • Дмитрий:

      не аккорды, а ноты. И да, это они и есть )))

Добавить комментарий