Устали от стандартных соло? Тогда вам сюда! Наш сегодняшний урок поможет вам обогатить свой арсенал фраз и вырваться из рамок собственных привычек, пользуясь простым, но очень эффективным методом трансформации арпеджио. Так вы сможете разнообразить свои соло и научиться выражать собственные идеи на гитаре еще лучше.

Мы сконцентрируемся на двух видах арпеджио, которые должен знать каждый гитарист. Это арпеджио мажорного и минорного септаккордов. Их мы и будем трансформировать.

Но начнем мы с краткой информации об арпеджио. Любое арпеджио основано на принципе терцовости (грубо говоря, мы просто берем ноты гаммы через одну). Любая мажорная гамма, независимо от тоники, состоит из семи нот. Помните: аккорды и арпеджио содержат одни и те же ноты. Разница между ними лишь в том, что арпеджио линейно, а ноты аккорда извлекаются одновременно.

Давайте возьмем за основу гамму G мажор (G-A-B-C-D-E-F#). А теперь попробуем сформировать арпеджио от ноты G. Для этого берем ноты гаммы через одну. Вот что у нас получилось: G-B-D-F#.

Сдвигая одну из нот этого арпеджио вверх или вниз на определенный интервал, мы получаем новые и интересные звучания, практически не отклоняясь от гармонии. Все эти операции можно проводить с мажорными и минорными аккордами, не рискуя разозлить коллег-музыкантов или публику. Я покажу, как это делается, на примере одной ноты. Для ясности я останусь в рамках основной гармонии (иначе вы быстро запутаетесь).

Упр. 1 представляет собой арпеджио maj7 на одну и на две октавы. Если вы не знакомы с такими аппликатурами, хорошо отработайте их.

арпеджио maj7


 

Перед тем, как перейти к следующему упражнению, разберемся, что же такое гармония sus (от англ. «suspended»). Гармония sus повышает терцию аккорда или арпеджио на полтона или понижает ее на целый тон. Это дает интересное звучание.

В Упр. 2 мы понижаем ноту В до ноты А, получая арпеджио Gmaj7sus2 (G-A-D-F#). Внимательно вслушайтесь в разницу между стандартным мажорным арпеджио и новым вариантом. Постарайтесь привыкнуть к этому звучанию и запомнить его.

арпеджио Gmaj7sus2


 

Сдвинув терцию на полтона к кварте, мы получим maj7sus4. Сыграйте Упр. 3 и постарайтесь уловить разницу.

арпеджио maj7sus4


 

До сих пор мы работали с терцией, а теперь давайте понизим на полтона квинту (G-B-C#-F#). Это дает нам #11 или #4, что является характерной чертой лидийского лада. В Упр. 4 вы найдете аппликатуру для такого арпеджио. Оно звучит очень необычно и придает гармонии остроты. Играя в стилях, где особенно часто встречаются септаккорды, я часто замещаю аккорд maj7 аккордом maj#11. Это актуально, например, для R&B, госпела и поп-музыки.

Различные аппликатуры арпеджио для гитары


 

Упр. 5 и Упр. 6 помогут вам привыкнуть к новому звучанию и познакомиться с двумя разными видами аппликатуры для каждого арпеджио. Медленно прорабатывайте каждый из них, постепенно наращивая скорость. Уверен, что вы очень быстро разберетесь со всем этим.

Разные виды аппликатур арпеджио для гитары


 

Арпеджио на гитаре. Аппликатуры

По теме мелодические трансформации у нас припасено еще 14 упражнений, которые будут опубликованы в следующих уроках. Чтобы не пропустить, обязательно подпишитесь на рассылку от Гитаршколы.

Добавить комментарий