Заглавная инструментальная композиция «Little Beaver» с альбома «A shoot Toward Noon» свидетельствует о возросших композиторских способностях и прогрессирующей технике Лео Коттке. Эта очень интересная вещь состоит из четырех частей и играется в быстром темпе.

В первых трех используется одна и та же четырехтактовая мелодия. Несмотря на ее простоту, Коттке меняет структуру этого фрагмента и таким образом избегает повторений.

В тактах 1 — 8 он дважды играет мелодию на первой и второй струнах, при этом аккомпанемент не уходит ниже 4-й струны. Во второй части (такты 9-16) Лео использует ту же мелодию, но увеличивает звуковой объем при помощи партии баса на 5-й и 6-й струнах. Также он изменяет окраску звука первого интервала, исполняя его на 7-м ладу 2-й и 3-й струн.

Leo Kottke Яркое глиссандо к этим нотам помогает отличить первую часть от второй. В третьей части Лео играет ту же мелодию, но на октаву ниже. Здесь он использует только три басовые струны. К этому моменту ему удалось из 4-х тактового мотива и 2-х аккордов выстроить три различные части длиною в 24 такта.

«Вы можете повторить идею трижды, но никогда- четырежды», — вот совет мастеров-классиков, которому следует Коттке. В 27-м такте он вводит новую мелодию и новую аккордовую последовательность (G,D,А7,D). Но и эта новая фраза повторяется только три раза. Затем мелодия входит в кульминационную стадию, представленную трехтактовой восходящей фразой с использованием различных трюков (такты 33-35).

Пьеса проста по структуре, но исполнить ее не так-то просто, особенно в темпе, в котором ее играет Лео. Изучение специфических приемов игры, которые использует Коттке, позволит вам более точно воспроизвести его звук. Во-первых, эту пьесу лучше играть трехпальцевым штрихом (Лео исполняет таким образом почти все произведение). Если вы, играя «Little Beaver», используете безымянный палец, обратите внимание на то, что им играется вся мелодическая линия.

Во-вторых, отличительной чертой стиля Коттке является крайне ограниченное использование сустейна. Эмоциональность музыки Коттке во многом является результатом использования глушения — приема, который выделяет Коттке из массы других пальцевых гитаристов, которые повсеместно используют сустейн.

Чтобы заглушить отдельную басовую ноту, Лео дотрагивается до звучащей струны боковой стороной большого пальца правой руки. Такая техника возможна при низкой постановке руки, когда большой палец почти параллелен струнам. Чтобы заглушить басовые струны, Коттке иногда использует постановку как у Мерла Трэвиса. Этот прием состоит в следующем — вы располагаете ребро ладони на басовых струнах рядом с подставкой.

Вы можете заглушить ноту и иначе, расслабив левую руку в момент извлечения ноты. Такие примеры вы найдете в 18-м и 22-м тактах. Более распространенная техника глушения правой рукой используется на третьей доле 1 -го, 3-го, 5-го и 7-го тактов. Чтобы приглушить уже звучащий аккорд Em, положите большой, указательный, средний и безымянный пальцы левой руки на 4-ю, 3-ю, 2-ю и, 1 -ю струны соответственно. Такая техника позволяет глушить струны и подготавливать правую руку для извлечения последующих нот. В табулатуре приглушенные ноты обозначены символом «X».

Leo Kottke В пьесе  используются и другие приемы глушения. Первый состоит в том, чтобы отпустить прижатые звучащие струны, например, после первого аккорда D на 1 -и доле 1 -го такта, вы глушите аккорд С сразу после его извлечения. Далее в 1 -м такте вы должны отпустить аккорд D после извлечении последней ноты такта. Для того, чтобы приблизиться к звуку Коттке в тактах с 1-го по 16-й, ваша левая рука должна одновременно прижимать или отпускать ноты каждого из аккордов.

Второй прием состоит в том, что Коттке слегка прижимает звучащие открытые струны (если прижать их сильнее, то вы извлечете ноты приемом «хаммер«). Подобные примеры можно найти в любом из тактов с 1 по 16-й. Играйте каждый из аккордов D, используя баррэ на трех струнах. Такая аппликатура помогает как при глушении, так и при смене позиции левой руки при переходе от такта к такту, что очень важно при игре в быстром темпе. Эти приемы звучат естественно только при значительных усилиях, но они позволяют Коттке играть с предельно чистой артикуляцией.

А теперь более подробно рассмотрим всю пьесу. В 1 -м такте вы начинаете быстрым арпеджио аккорда D. Кажется, что на 2-й доле 3-ю струну лучше взять указательным пальцем, тем не менее использование здесь большого пальца помогает сохранить неизменный штрих левой руки в 3,5,7,9,11,13 и 15 тактах.

Во 2-м такте большой и указательный пальцы поочередно берут одну и ту же струну. Очень важно взять три последние ноты такта пальцами левой руки в следующей последовательности: i (указательный), р (большой), i. Подобная пальцовка также используется в тактах 6,8,12 и 16. Этот штрих (i,р,i) освобождает большой палец для исполнения басовой ноты на 1-х долях следующих тактов, там где это необходимо (например в 9-м такте).

4-й такт достаточно сложен. Он начинается в точности как и 2-й, но только указательный палец должен здесь взять ноту на 2-й доле. Это позволяет большому пальцу извлечь следующую ноту на 4-м ладу 4-й струны. На второй же доле 2-го такта большой палец берет открытую 3-ю струну. Пальцевый штрих правой руки в 2-м и 6-м тактах согласовывается со штрихом в 10-м, 12-м, 14-м и 16-м тактах. Только 4-й и 8-й такты которые отличаются от остальных.

Штрих правой руки во второй части более прямолинеен. В 9-м и 11-м тактах глушите 1 -ю струну левой рукой, а струны со 2-й по 5-ю — правой. Также в этих тактах последний аккорд О нужно брать без использования большого пальца. Это сохраняет неизменность штриха правой руки в 13-м и 15-м тактах. Если вам неудобно брать 5-ю струну указательным пальцем в 10-м, 12-м, 14-м и 16-м тактах, тогда попробуйте изменить постановку правой руки, приблизив ее к басовым струнам.

Единственное отличие транскрипции от оригинала, содержится в 14-м такте. На записи Коттке повторяет такт 12 вместо того, чтобы сыграть 14-й такт так, как написано здесь. Оригинал звучит хорошо, но он не соответствует мелодии, прозвучавшей в тактах с 1-го по 8-й. Если вы желаете исполнять эту вещь в оригинале, просто замените 12-й такт на 14-й.

В третьей части большой палец играет ровный бас четвертями. В тактах 18 и 22 символ «X» говорит о том, что вы должны ослабить давление левой руки на 6-ю струну и таким образом приглушить ее сразу после того, как возмете ее большим пальцем правой руки.

Одноголосная мелодическая линия в 20-м ,24-м и 26-м тактах должна исполнятся при помощи чередования большого и указательного или большого и среднего пальцев. Арпеджио в конце 24-го такта можно исполнить скользящим ударом большого пальца.

Чтобы приблизиться к звучанию Коттке в четвертой части, нужно обратить внимание на пальцовку левой руки. Берите аккорд 6 2-м и 1-м пальцами, а следующий аккорд О — 1 -м пальцем на 3-й струне и 3-м пальцем на 6-й струне.

В конце 26-го такта ноты на 2-м ладу можно взять либо большим пальцем на 6-й струне и указательным на 2-й, либо аккордом с баррэ. Оба варианта аппликатуры позволяют 3-му пальцу легко брать первую ноту 28-го такта на 4-м ладу 5-й струны. 33-й такт нужно играть с глушением левой рукой. Не позволяйте прижатым нотам звучать вместе с последующими на открытых струнах.
 

Не расстраивайтесь, если сразу что-то не будет получаться. Вам прийдется потратить определенное время и усилия, отработать технику звукоизвлечения, технику левой руки и глушение. И еще один совет: убедитесь, что вы акцентируете ноты мелодии, все остальное служит лишь аккомпанементом.

  

 

  1. Мариша:

    прием глушения позволяет Коттке играть с предельно чистой артикуляцией. согласна с автором статьи, что это очень интересная вещь, она стоит внимания!!!

  2. Альбина:

    Спасибо большое за подробный разбор композиция «Litter Beaver» очень хорошо и ясно написано. Особенно спасибо за ноты, играю с удовольствием.

  3. Андрей:

    Попробовал. Пока не получается. Но на ближайшие несколько недель у меня появилось чем занять свои вечера! Буду учиться и пробовать пока не получится! Спасибо за ноты.

Добавить комментарий