Наклейки
Гитаршкола — упражнения для гитары.

Карьера Ларри Карлтона (Larry Carlton) длиной почти в 50 лет впечатляет. Его прорывные сольные альбомы, несколько наград Грэмми и огромное влияние в качестве сессионного музыканта сделало его одним из величайших представителей своего времени. Просто послушайте его работы с Steely Dan, Джони Митчелл (Joni Mitchell) и многими другими – вы убедитесь в этом сами.

Урожденный калифорниец, Карлтон начал свой путь задолго до появления видеоуроков и онлайн-преподавания, к которым мы так привыкли сейчас. Он впервые взял гитару в руки в середине 1950-х гг., когда электрогитара еще считалась относительно новым инструментом. Он брал уроки классической гитары, но очень скоро решил пойти по собственному пути.

Благодаря своему таланту, Карлтон быстро начал зарабатывать на жизнь как сессионный музыкант и стал одним из самых часто записывающихся гитаристов 70-х и 80-х гг. Его игру можно услышать практически везде, от записей Майкла Джексона (Michael Jackson) до сериала Partridge Family. В 1978 году вышел дебютный сольный альбом Карлтона. С тех пор он выпустил более 30 альбомов и поразил мир своим узнаваемым и влиятельным саундом.

Гитарные фразы Ларри Карлтона

Сегодня мы разберем десять известных блюзовых фраз Карлтона в тональности А. Конечно, музыкальные масштабы творчества Карлтона значительно шире, но блюз – лучшее введение в его стиль.

Пример 1 напоминает фразы Би Би Кинга (B.B. King) и включает ноты пентатоники А мажор (A–B–C#–E–F#) в районе десятого лада. Зажимайте тонику первым пальцем на второй струне. Обращайте внимание на ритм. Эту фразу можно сделать очень живой, а ее повторение заинтересует слушателя.

Фраза в духе Би Би Кинга


Пример 2 исполняется в пятой позиции и начинается с b3 и слайда к 3. Далее следует бенд от 6 к b7. Карлтон нечасто придерживается конкретных гамм, но в данном случае вы можете видеть признаки минорной и мажорной пентатоник в комбинации с оттенками миксолидийского лада.

Гитарные фразы Карлтона


Пример 3 вновь начинается с пентатоники А мажор. Это можно рассматривать как вопрос, ответом на который является слайд к 9 ладу, несколько секст в духе кантри и бенд от 6 к b7 из предыдущего примера. Терции и сексты – отличный способ разнообразить предсказуемые пентатонические фразировки классических мелодий или поп-музыки.

гитарная фраза в духе кантри


В Примере 4 мы объединили несколько характерных для Карлтона фраз. Их можно услышать на ранних его альбомах, таких как Last Nite или Strikes Twice. Это именно то, чего можно ожидать от таких гитаристов, как Фрэнк Гамбале (Frank Gambale).

Первая половина фразы включает в себя несколько бендов в духе Би Би Кинга, после которых идет прыжок на октаву к 17 ладу. Во второй половине появляются шестнадцатые ноты и хроматические проходящие тона, ведущие нас к А-миксолидийскому ладу (A–B–C#–D–E–F#–G). Здесь всегда нужно помнить о том, какой аккорд последует дальше. Вне зависимости от скорости нот мы обязаны знать, что сейчас будет аккорд IV (D7), поэтому мы должны попасть на F#, терцию этого аккорда.

гитарная фраза в духе Фрэнка Гамбале


Маленькой блюзовой фразой в районе 12 лада Пример 5 демонстрирует еще один вариант смещения от A7 к D7 с использованием как минорной, так и мажорной пентатоник А. Когда дело доходит до D, перспектива меняется, и мы играем D-миксолидийский лад (D–E–F#–G–A–B–C) с добавленной ступенью b5 (Ab). Обрисовка подобных аккордов – важный момент в блюзе. Еще более важную роль она играет в знакомстве со стилем Карлтона, ведь его музыка полна неожиданных смен аккордов.

блюзовая фраза


В Примере 6 мы смещаемся от аккорда IV (D7) к аккорду I (A7). Начиная с D7, мы играем гамму D-миксолидийского лада, не теряя из виду ноты аккорда. Чтобы вернуться к A7, мы переходим к 12 ладу и играем серию нисходящих секст. Такое внимание к деталям может показаться вам странным, но чем больше вы вникаете в подобную музыку, тем больше привыкаете к таким идеям и начинаете слышать их в голове, играя соло. А это означает, что вы на пути к внедрению их в собственные импровизации!

блюзовые импровизации


Пример 7 предполагает некоторую перемену аккордового движения. Начинаем с пентатоники А мажор, затем спускаемся вниз, играя трезвучие А мажор и блюзовую гамму. Триольная пульсация привлекает ваше внимание еще до того, как фраза разрешается в минорную пентатоническую гамму.

Блюзовые фразы в триольной пульсации


Останемся в той же прогрессии, сместившись в пятую позицию (Пример 8). Здесь мы играем проходящие хроматические тона, приходя при этом к тоникам Е7 и D7. Это простой, но очень важный способ обыгрывать смены аккордов. Кроме того, он очень неплохо звучит, напоминая о блюз-роке 60-х гг.

Обыгрывание аккордов в блюзе


Музыка Карлтона отличается его пристрастием к импровизациям вида «аккорд на аккорд». Основной принцип заключается в использовании простых трезвучий для обрисовки более сложного звучания – обычно на фоне доминантного аккорда. В детстве Ларри очень любил джаз и хорошо знал аккорды и арпеджио, а вот с гаммами было несколько сложнее.

Смотря на аккорд A13b9, он замечал, что этот аккорд выглядит как трезвучие F# на фоне A7. Он осознал, что даже не зная гаммы, можно просто играть трезвучие F# на аккорд A7, что будет звучать как аккорд A13b9, и был прав. В четвертом такте мы создаем небольшое джазовое напряжение, разрешающееся в D7 в следующем такте.

Блюзовая фраза с джазовым оттенком


Пример 10 демонстрирует подход к игре арпеджио, который очень нравился Карлтону. Начало очень похоже на Пример 9, но здесь мы спускаемся по уменьшенной гамме. Это помогает создать и разрешить напряжение при движении к тонике аккорда D7.

Блюзовые фразы с арпеджио

В завершение предлагаю минус для тренировки этих и подобных идей. Конечно, вам следует слушать как можно больше музыки Карлтона. Лучший способ познакомиться со стилем того или иного музыканта – разобраться с тем, что он или она могли бы играть в разных ситуациях.

Похожие уроки:

  • Денис:

    Слишком часто выходят уроки, я даже не успеваю выучить все)) Спасибо, что делаете это, так держать!

    Ответить
Оставить комментарий