Блюзовый тернэраунд (turnaround) приходится на последние два такта (одиннадцатый и двенадцатый) двенадцатитактового блюзового квадрата.

В такте 11 обычно играется какая-либо фраза на гармонию аккорда первой ступени, а такт 12 сдвигается к аккорду пятой ступени, что создает напряжение, в итоге разрешающееся в первую ступень.

Но представители акустического блюза Дельты в такте 12 часто задерживаются на аккорде первой ступени.

Например, в композиции Чарли Паттона (Charlie Patton) “Screamin’ and Hollerin’ the Blues” тернэраунд, похожий на то, что вы видите на РИС. 1, начинается с пониженной седьмой ступени (ноты D) и спускается по миксолидийскому ладу к большой терции (ноте G#). При этом пропускается четвертая ступень (нота А). Обратите внимание на то, что такт 2 базируется на аккорде первой ступени (Е).

Пример классического блюзового тернэраунда


 

На РИС. 2А изображена фраза-тернэраунд, напоминающая то, что Паттон играет в своей знаменитой “Pony Blues”, а на РИС. 2B — немного усложненный вариант с аккордом пятой ступени в такте 12.

Классические блюзовые тернэраунды на гитаре


 

Баптистский священник и блюзмен Сон Хаус (Son House) в своих тернэраундах предпочитал концентрироваться исключительно на аккорде первой ступени. В композиции “Downhearted Blues” он использовал нисходящие и восходящие септаккорды (см. РИС. 3).

Что такое блюзовый тернэраунд


 

Роберта Джонсона (Robert Johnson) неспроста нарекли королем Дельта-блюза! За свою недолгую музыкальную карьеру (Джонсон умер в 1938 году) он выработал множество стилистических элементов, которые впоследствии стали характерными чертами современного блюза. Один из таких элементов — нисходящий тернэраунд (см. РИС. 4).

Нисходящий тернэраунд в блюзе


Особенность этого тернэраунда (встречающегося в композициях “Kind Hearted Woman Blues” и “Milk Cow Blues”) в ноте на верхней струне. Она играет роль педального тона для нисходящей хроматической линии от пониженной седьмой к пятой ступени.

Легче всего его исполнять так: поставьте мизинец на пятый лад первой струны, а затем начинайте играть нисходящий пассаж по четвертой струне безымянным пальцем с пятого лада. РИС. 5 — это вариация тернэраунда, который Джонсон играл во вступлении к “Me and the Devil Blues”.

Блюзовый тернэраунд с педальным тоном

  1. Сергей:

    Господа! Добавьте звуковую дорожку ваших примеров. Плиз!

Добавить комментарий