В переводе с итальянского языка слово «каподастр» означает «начальный лад». Это прибор, позволяющий укоротить длину вибрирующей части гитарной струны. Он зажимает струны позади нужного лада, как бы заменяя прием «баррэ» и перенося таким образом нулевой лад (или порожек) вперед.

Гитаристы пользуются каподастрами по разным причинам. Одни меняют с его помощью тональность и играют легкие аппликатуры открытых аккордов в более высоких позициях, другие стремятся достичь более высокого, «искрящегося» звучания мандолины — ведь аккорды в открытых позициях в высоком регистре звучат особенно интересно (послушайте, например, “Here Comes the Sun” группы Beatles). Также каподастр позволяет делать необычные аранжировки для двух гитар, когда одна гитара играет свою партию без каподастра, а другая — с ним. Вторая партия звучит в той же тональности, что и первая, но воспринимается по-другому. (Пример — “Time in a Bottle” Джима Кроуса (Jim Croce).)

Как научиться играть на гитаре с каподастром?

Начать освоение возможностей, которые дает каподастр, можно с пяти аппликатур “CAGED”. Это аппликатуры, характерные для мажорных аккордов C, A, G, E и D. Обычно гитаристы знакомятся с ними в самом начале обучения. На РИС. 1 показаны эти аппликатуры для аккорда С мажор в разных позициях по всему грифу. В некоторых случаях они требуют баррэ указательным пальцем, что может вызвать некоторые сложности в исполнении.

Ноты аккордов с использованием каподастра

Сегодня я покажу вам, как с помощью каподастра можно обходиться без баррэ и играть простыми аппликатурами в любой тональности. Для этого достаточно всего лишь установить каподастр на соответствующий лад. Например, аккордовую прогрессию F-G-C, показанную на РИС. 2а, можно играть с каподастром на третьем ладу.

Прогрессия F-G-C с каподастром

Тогда вам понадобятся всего лишь аппликатуры вида D, E и А (см. РИС. 2b), ведь благодаря каподастру, это и будет звучание аккордов F, G и C соответственно. А если сыграть обе партии в две гитары, получится отличная стереофоническая гармония.

Исполнение аккордов каподастром

Попробуем применить эту идею к современной поп- и рок-музыке. На РИС. 3а — аккордовая прогрессия в тональности С с общими нотами на первой, второй и третьей струнах, исполняемая арпеджио без каподастра. (В четвертом такте шестую струну следует зажимать большим пальцем.)

Арпеджио на гитаре без каподастра

Партия на РИС. 3b имеет ту же ритмическую схему, но играется с каподастром на пятом ладу. В этом случае мы сталкиваемся с совершенно другими аппликатурами. Мы как будто бы играем в тональности G, но каподастр транспонирует звучание в тональность С.

Арпеджио на гитаре с каподастром на пятом ладу

Если сыграть обе партии одновременно (на двух гитарах, разумеется), выйдет очень здорово. Особенно если пустить одну партию в левый канал, а другую — в правый (послушайте трек ниже).

На РИС. 4а и 4b вы увидите еще один пример такого «дополняющего» подхода, в данном случае применительно к арпеджио, исполняемым пальцевой техникой. Первая партия — в тональности С без каподастра. Вторая партия — с каподастром на десятом ладу. Тональность при этом сохраняется. (Последний трек — обе партии вместе.)

Табы и ноты к этим упражнениям можно скачать с помощью формы ниже:

наклейки для гитары

Магия каподастра

100 руб.

Добавить комментарий

Некоторые музыканты используют несколько каподастров одновременно. Этот трюк работает с каподастрами, зажимающими не все струны одновременно, а лишь несколько. Так играет, например, Адриан Легг (Adrian Legg). Послушайте также хит Джеймса Тейлора (James Taylor) “Your Smiling Face”. Там гитарист сдвигает каподастр в начале каждого куплета прямо во время игры, чтобы играть в другой тональности, сохраняя при этом аппликатуры аккордов.

Если Вам понравился урок, а Вы до сих пор не подписаны на Гитаршколу, сделайте это немедленно, чтобы не пропустить следующие интересные уроки.

  1. Лика:

    Спасибо за интересный урок. На днях как раз купила каподастр, теперь осваиваю новую технику)

Добавить комментарий