важные моменты при импровизации солоВеликие гитарные соло иногда романтизируются до легендарно-мифических масштабов. Одна из вещей в музыке, где можно признаться самому себе: «Мне это не по зубам». Однако, такая, на первый взгляд, безобидная фраза, выражающая восхищение, может навредить вашему музыкальному росту.

Джазовый музыкант Марк Левайн (Mark Levine) начинает свою книгу Теория джаза (Jazz Theory) следующим утверждением: «Великие джазовые соло содержат 1 процент магии и 99 процентов того, что можно понять, объяснить и повторить». Эту фразу можно отнести не только к джазу, но и ко всем другим жанрам музыки, где есть импровизация и соло.

Значит ли это, что мы не должны находиться в восхищении от услышанных соло, а только внимательно следить за структурой и анализировать? Конечно, нет. Слишком усердно думать о музыке не стоит. Музыкой нужно наслаждаться, в особенности, когда впервые слышите композицию.

Вместо того чтобы сказать себе «это слишком круто для меня» и не пытаться повторить или придумать что-то похожее, соберитесь и скажите: «Это невероятно. Тем не менее, я разучу это». Это гораздо, гораздо лучше, чем ничего не делать. Разучив понравившийся отрывок, вы поймете, из чего он состоит, что, собственно, он из себя представляет. Не ограничивайте себя!

Когда я только учился играть на гитаре, я узнал о существовании тональностей. Они меня, мягко говоря, напугали. Их ведь много и сразу их запомнить просто невозможно. Но, постепенно, я понял, как тональности можно применять в игре, как они позволяют строить разнообразные аккомпанементы и соло. Знание тональностей очень помогает при написании соло. Так что же, вот он, ключ к гениальным соло — тональности? К сожалению, нет. Но, с них определенно стоит начать.

Какой Вы гитарист?

Дальше нужно определиться, какой вы гитарист. Чувствуете ли вы в себе желание и силы импровизировать на ходу? Или предпочитаете сидеть и долго и методично выстраивать соло? Это два разных подхода к соло. Многие музыканты склонны считать, что импровизация может быть настоящей только на ходу, в «настоящий момент». Я уверен, что некоторые великие соло были записаны в студии именно в таком порыве. Однако я уверен, что сыграть великие соло можно только благодаря усердной и кропотливой работой, многие часы обдумывая каждую деталь.

Каждому из подходов можно научиться. Но какой их них лучше? Я думаю, это зависит от конкретного музыканта и поставленных целей. Спонтанное соло может содержать ошибки, но звучит более живо (опять же, в теории). Обдуманное соло звучит идеально, но может потерять «волшебность». Лично я пользуюсь обеими схемами, по случаю.

Полная импровизация и подготовленная

Эти два подхода применимы и других видах искусства. Взять, к примеру, выступления комиков. Некоторые из них полностью планируют выступления, а некоторые добавляют шутки по ходу, таким образом выступления становятся более живыми. Так и актеры: некоторые любят работать в более свободной, импровизированной манере в театре, добавляя что-то от себя (правда, не всегда это нравится режиссеру).

Предлагаю посмотреть замечательное видео с исследователем Чарльзом Лимом (Charles Limb), где он рассказывает, как импровизация влияет на работу мозга. (Только для тех, кто знает английский).

Не забывайте подписываться на Гитаршколу, чтобы каждый день получать интересную информацию о гитарах, теории музыки и различные музыкальные новости.

Добавить комментарий