Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Гитарный репертуар возник в Испании в конце XV столетия вскоре после того, как для придворных церемоний был изобретен этот инструмент, заменивший собой лютню, прочно ассоциировавшуюся в сознании испанцев с недавно изгнанными маврами.

Гитара того времени была четырехрядной, то есть имела четыре пары струн. Струны каждой пары настраивались абсолютно идентично и игрались вместе. Позже к ним добавились еще два ряда струн, и появился новый инструмент, «vihuela de mano», «ручная виуэла» (словом «de mano», означающим по-испански «ручная», специально подчеркивалось, что на этом инструменте нужно играть пальцами, а не медиатором, как на других разновидностях виуэл).

Играя отдельно каждым пальцем правой руки, можно было исполнять значительно более сложную и разнообразную музыку, чем с помощью медиатора, а возросшая потребность в контрапунктических произведениях (главным образом, духовной направленности) означала, что сочинения для нового инструмента становились все более популярными.

Композиторы гитарного репертуара 16 века

Композиторы Луис Милан (1500-1561) и Алонсо Мударра (ок. 1510-1580) сочиняли пьесы очень высокого качества, которые продолжают исполнять и сегодня, как для ручной виуэлы, так и для четырехрядной гитары, хотя последний инструмент приобрел большую популярность во Франции и Италии, чем в Испании, ввиду отсутствия в этих странах конкурентной ему виуэлы.

Эти произведения обычно издавались в сборниках, таких как, например, «El Maestro» (1535) Милана, представляющего собой собрание музыкальных фантазий (контрапунктических пьес, написанных в свободной форме). Еще одним выдающимся композитором того периода был Луис де Нарваес (ок. 1490 — ок. 1560), известный своими аранжировками вокальных произведений знаменитого французского композитора Жоскена Депре (ок. 1440-1521) и предложивший неожиданные их вариации, поднявшие технику игры на гитаре на качественно новые уровни.

Двухстраничный разворот изданной в XVI столетии книги Луиса Милана, на котором указаны номера ладов инструмента и названия пальцев.

К концу XVI столетия виуэла несколько утратила популярность, а гитара приобрела еще один ряд и стала пятирядной, то есть десятиструнной. Этот инструмент, получивший название «guitarra Espanola», то есть «испанская гитара», заслужил огромное признание во всей Европе, особенно при французском и итальянском дворах.

Сочинения испанского композитора Гаспара Санса (1640-1710), такие как «Galliardas», «Canarios»  считаются наиболее выдающимися и многогранными произведениями из написанных для недавно — на тот момент — появившегося пятирядного инструмента.

Другие сочинения того периода, такие как песни и инструментальные пьесы британского лютниста Джона Доуленда, приобретают все большую популярность среди современных гитаристов, поскольку их с успехом можно исполнять в переложении для гитары. Наблюдающееся в последние годы увлечение «истинным инструментом» привело к появлению большого числа лютнистов, благодаря чему заимствование репертуара стало менее модным.

В период барокко гитара в значительной мере уступила свои позиции клавесину, лютне барокко и органу, ставшим наиболее популярными инструментами этой эпохи. Хотя многие композиторы того времени и продолжали активно писать произведения для гитары (такие как Боккерини, создавший несколько прекрасных пьес для струнного квартета), подавляющая часть репертуара эпохи барокко, исполняемого сегодня на гитаре, была изначально сочинениями для лютни — например, четыре сюиты И. С. Баха (1685-1750) и сонаты Леопольда Вайсса (1687-1750).

Иллюстрации из «Методики игры на испанской гитаре» Фернандо Соро, демонстрирующие точные углы между пальцами, чтобы дать читателю представление о правильном положении рук.

Аранжировки и исполнения такого рода репертуара испытывали на себе меньшее влияние музыкальных направлений в Раннюю эпоху, нежели в период Ренессанса. Возможно, в некоторой степени это можно объяснить небольшим числом лютнистов эпохи барокко и тем фактом, что сочинения Баха для лютни, как и подавляющее большинство его произведений, были в меньшей степени предназначены для исполнения на каком-либо конкретном инструменте.

Идеальной пьесой для тех, кто хочет ближе познакомиться с репертуаром барокко на исполнительском уровне  может стать «Прелюдия в ре-минор» Баха.

В следующем уроке мы с Вами продолжим обсуждение темы исторического гитарного репертуара, а именно начнем с 18 века. Чтобы не пропустить уроки от Гитаршколы, Вы можете подписаться на бесплатную рассылку.

  1. GuitarMan:

    Интересная статья. Я многие пьесы 16-18 веков перекладываю на электрогитару. Играю на чистом звуке с эфеектами и применением медиатора. Очень интересно звучать этюда и пьесы на электрогитары, написанные для лютни.

  2. Анастасия:

    Даже для меня, далекой от музыки, статья показалась очень интересной в основном как историческая справка о возникновении гитарного репертуара.

  3. борис:

    Я только учусь играть на гитаре.И мне интересно, что играли в 16 веке, из статьи я узнал много интересного.Когда я закончу учебу на гитаре, может я на учусь что-то играть из репертуара 16 веков.

  4. Артемий:

    Здорово и очень интересно! особенно мне, как начинающему гитаристу) я подумать не мог что это настолько древний инструмент, познавательная статья!

  5. Елена:

    Искала для ребенка материал для доклада в музыкальную школу по истории гитарной музыки. Очень содержательно! Сейчас подробно изучим про композиторов и репертуар и мы молодцы!

  6. Илья:

    Статья интересная.хоть я и не долюбливаю произведение исполненные на гитаре,но статья мне понравилась,я узнал о композиторах 16 века и об их творчестве и репертуаре.

  7. Елена:

    А мы также с сыном начали изучать мастертво игры на гитаре, пока в школу гитаристов не записались но вот начинаем сами учиться, когда-то может и мы сыграем репертуар 16 века, очень полезные картинки, как ставить пальцы. Благодарим

  8. Дмирий:

    Вот так-то — гитара была создана для придворных церемоний). Поэтому, наверное, любой гитарист может почувствовать себя немного королем. Ради этого стоило почитать обзор гитарного репертуара — спасибо!

  9. Макс:

    Я, как большой любитель этого музыкального инструмента, много не знал, спасибо за такие интересные факты.

  10. Вован:

    Очень люблю мелодии, которые играют на гитаре. Благодаря статье узнал для себя много нового. Сейчас модно использовать лютню, особенно радо это делают фолк-группы.

  11. Лариса:

    Только здесь узнала про инструмент ручная виуэла. Интересно, что с развитием гитары изменялась и более сложной становилась музыка. Я немного играю ан гитаре, но, думаю, до музыки 16 века мне далеко.

  12. dock.zp:

    Всем привет я благадаря етой стоте знал много нового и понял что класиеская гитара намного луче современых бас гитар аторые толька оут а толку не кокого ))

Добавить комментарий